Оставь Натали воспоминания о семейной жизни с Пушкиным, и ее потомки были б обеспечены до скончания пушкинского рода. Но она не оставила. Ни жена, ни близкие, ни друзья. Дворянская этика. Не абы что. А интересно было бы прочесть, не правда ли?)
А вот живи в наши дни супруги Толстые - развелись бы под старость лет, да жизни радовались, она завела б себе молодого жигало, он нашейный платок - и ходили бы по ток-шоу дискутировать о непротивлении супружескому злу, и никаких нам "графиня изменившимся лицом бежит пруду".
Понятие об этике с пушкинских времен претерпели глобальные трансформации...
И все же:
Хочется прикоснуться к таинству, пройти по краешку судьбы кумира, рассмотреть сквозь строчки чужих писем, воспоминаний, дневников лицо призрака, живой порыв, движенье , интонации ... человека горевшего так ярко, что свет его гения обжигает нас и через сто, и через двести, и через... Не для этого ли воссоздаются биографии?
А какое наслаждение для мечты русского проникнуть в мир Пушкина! Жизнь поэта как пародия его творчества. Бег времени, кажется, хочет повторить жест гения, придавая его воображаемому существованию такой же колорит и такие же очертания,- какие поэт дал своим творениям. В.Набоков
Или вы из этих - которые дефолтно ругают "грязным бельем" все, что не проникает в радиус их полиморфизма , и узрев лишь обложку "113 женщин поэта", бегут писать гневный отзыв, закапав праведным гневом белое пальто?
Эмпирическим путем установлено, что обычно в белое пальто прилетает ответка - "ханжа" и "сноб". Но возможен, конечно, и вариант "тонкой душевной организации".
Итак, на повестке вопрос об этичности проникновения в личную жизнь великих. Оговоримся на берегу, что в статье по умолчанию не идет речь о скабрезностях и vulgaritе в отношении оных. Ок. Но и впадать в романтизацию далекую от здравого смысла не наш метод.
Есть мнения , мол, хрестоматийные кумиры в быту могут послужить плохим примером для неокрепших умов , по принципу - если позволено Юпитеру, а мы что...
Но, сомнительно, что человек, взявшийся за изучение биографий , то есть уже шагнувший за флажки обиходности, может мыслить столь примитивными категориями.
Можно предположить , vice versa, что плохим примером для неокрепших умов может послужить сам плод творчества этих кумиров.
Взять , к примеру, "Крейцерову сонату" мирового гения и властителя дум - Толстого, неприкасаемого авторитета поколения - юные гимназистки и пансионерки, впечатлившись сей повестью, напитывались отвращением к противоположному полу и целыми гимназиями принимали целибат. А знай они подоплеку семейной истории автора, может и впечатлялись бы куда меньше...
Но, справедливости ради, нельзя не отметить и другую крайность, приходилось сталкиваться - узнав нелицеприятные подробности жизни великих, допустим скандалиста и похабника Есенина, или того же Толстого , некоторые отворачиваются и от их творчества, не сумев настроить разбушевавшийся душевный диссонанс.
Есть байка, о первом визите Гоголя к своему, и нашему всех, кумиру - Пушкину. Привратник дал младому малороссу от ворот поворот, оговорившись - "барин отдыхают", а тем временем в Санкт-Петербурге - полдень.
- Что, всю ночь писАл? - с пиететом выдохнул Николай Васильевич.
-Да какой там - до утра в карты резаться изволили да пьянствовать-с - отрезал слуга.
Говорят, для юного Гоголя, боготворившего поэта, это послужило психологической травмой, от которой тот едва оправился, уже узнав Пушкина близко.
Нарисованный в воображении впечатлительного Гоголя непорочный абрис его кумира столкнулся с земным образом - и, претерпев своего рода катарсис, Гоголь навсегда принял пушкинский гений во всем величии.
Притяну на свою сторону одного из великих:
Я не согласен с мнением, что нужно закрывать глаза на пороки знаменитых людей; по-моему, лучше, чтобы мы о них знали: тогда, помня, что мы не менее их порочны, мы все же можем верить, что и добродетели их для нас достижимы
Сомерсет Моэм
Обезличенность автора может убить интерес к творчеству, а знакомство с его бытом , темпераментом , окружением - стимулирует на погружение в него - любопытство разберет - что же писал ТАКОЙ человек, разве не увлекательно разгадывать и узнавать сквозь строки любимых авторов аллюзии и отсылки к перипетиям реальности...
Толстой, кстати, сознательно одобрил публикацию личных дневников, которые вел с младых ногтей, и знаете с какой мотивацией? - обосновав необходимостью для читателя проследить за развитием и становлением его, толстовской, личности. Ни больше, ни меньше.
Творчество и личность , на мой взгляд, неделимая квинтэссенция.
А опошлить можно, что угодно, для этого вовсе не нужно погружаться в "грязное белье". Пошлость - закрывать глаза на очевидное, пошлость - быть ленивым и нелюбопытным.