Нарциссизм - это термин, который может быть использован различными способами - от одноразового оскорбления до характеристики личности, которая, кажется, пронизывает все поведение человека, до полного расстройства личности.
Нарциссизм - это совокупность моделей поведения, которые происходят вместе и включают в себя грандиозные чувства собственной значимости, потребность во власти или восхищении, обитание на собственной внешности и достижениях, а также неспособность сопереживать другим. Она может быть сфокусирована на преувеличении себя и/или опускании других. Этот термин используется в обществе шире, чем раньше, и часто задаваемый социальными комментаторами вопрос: "Повышают ли социальные сети уровень нарциссизма? Ответ из исследований, проведенных во многих лабораториях, почти наверняка "да", но с большим количеством оговорок!
Теперь кажется очевидным, что различные типы социальных медиа по-разному относятся к различным аспектам нарциссизма. Это предложение почти так же сложно выполнить, как и сами модели новых результатов! Во-первых, исследование выявило сильную связь между агрессивным "грандиозным нарциссизмом" и целым рядом моделей поведения в социальных сетях, таких как время, проведенное в социальных сетях, частота твитов и частота публикации в социальных сетях. Однако связь между поведением в социальных сетях и более "уязвимыми" и самоуправляемыми типами нарциссизма практически отсутствует. Таким образом, различные аспекты нарциссизма по-разному связаны с социальными медиа - но связаны ли различные формы социальных медиа также с нарциссизмом?
В нашей собственной работе мы обнаружили, что люди с высоким уровнем нарциссизма, как правило, все чаще используют Twitter (и другие текстовые платформы) с течением времени. Однако те, кто пользовался Facebook (и другими визуальными платформами), со временем становились все более нарциссичными.
Эта дифференциация между социальными медиа-платформами и нарциссизмом очень похожа на ту, которая была отмечена в другом исследовании, которое показало, что Facebook и Twitter отличались друг от друга по тем аспектам нарциссизма, которые определяли их использование: люди с высоким "превосходством" чувств предпочитают Twitter, а люди с высоким "экспонизмом" - Facebook.
Вопрос для большинства этих исследований, как всегда, заключается в том, что стоит на первом месте - нарциссизм или использование социальных сетей? Кроме того, мы должны задаться вопросом, является ли это прямой связью между двумя переменными или же в этом замешан какой-то другой фактор. Отвечая на первый вопрос, в нашем собственном продольном исследовании мы отметили, что между нарциссизмом и использованием различных социальных сетей существует различная взаимосвязь - ранее нарциссизм приводил к более позднему использованию Twitter, а до использования Facebook - к более позднему нарциссизму. Хотя эти данные не являются причинно-следственными, они указывают на направление действий между нарциссизмом и использованием социальных сетей, и они различаются для различных форм социальных сетей.
Конечно, может случиться так, что какой-то другой аспект личности или поведения связывает нарциссизм с использованием социальных сетей. Одна из возможностей предложена в недавнем исследовании, в котором было установлено, что киберзапугивание и киберпреследование являются посредниками в отношениях нарциссизма - социальные сети. Нарциссисты, как правило, стремятся к власти. Одним из способов, с помощью которого они могут это сделать, является запугивание других, и они могут запугивать других, совершая личные киберпреступления. Таким образом, нарциссизм связан с использованием социальных сетей, опосредованно, через личные киберпреступления, поскольку последние позволяют нарциссистам доминировать над другими. Возможно, поэтому "грандиозный" нарциссизм с его более агрессивными тенденциями связан с использованием социальных медиа больше, чем с "уязвимыми" формами нарциссизма.
Итак, различные формы социальных медиа по-разному связаны с разными аспектами нарциссизма - пока что настолько сложными! Это подводит нас к еще одной проблеме в этой все более сложной истории - различиям между мужчинами и женщинами. Мужчины и женщины различаются по своей склонности к проявлению нарциссизма, по крайней мере в настоящее время во многих обществах, причем среди мужчин (8% мужского населения) этот показатель выше, чем среди женщин (5% женского населения). Мужчины также имеют несколько более высокие оценки, чем женщины, по "чувствам эксплуатации/правосудия" и потребностям в "авторитете/лидерстве", хотя различия в "эксгибиционизме" нет, однако оказывается, что эти различия по полу не находят прямого отражения в мире социальных сетей. Имеются данные из различных источников о том, что социальные сети оказывают несоразмерно негативное воздействие на женщин, в том числе на уровень их нарциссизма и связанного с ним поведения.