Найти тему
Движ

Дело не в тебе, дело во мне: проблема бессознательности.

Мы регулярно критикуем тот или иной последний эпизод бессилия и можем тем самым получить временное удовлетворение. Может быть, нас радует, что негативная гражданская критика, которая сама по себе является подтверждением того, что люди по-прежнему сталкиваются с некоторым сопротивлением. Может быть, мы находим облегчение в коллективном осуждении негражданина, солидарность в общем неодобрении. А может быть, мы просто испытываем атавистический восторг - если люди оскорбляют наше чувство добра и права, то хорошо и правильно видеть их публично опороченными за это. Но это удовлетворение отвлекает наше мышление о цивилизованности от лучшей цели. Неблагополучие, которое должно волновать нас в первую очередь и в первую очередь, должно быть нашим собственным.

https://www.pexels.com/photo/statue-of-david-1001835/
https://www.pexels.com/photo/statue-of-david-1001835/

Первые конфуцианцы были страстными сторонниками цивилизованности. Современный читатель может воспринять этот факт с тревогой. Это, вероятно, будет стимулировать ассоциации с вилянием пальцами, осуждающими бесчеловечные преступления других и грубые проступки. Но конфуцианская защита четко сформулирована в первом лице: Я должен быть вежлив. Я должен культивировать в себе привычки эмоций, ума и поведения, чтобы сделать уважительное и внимательное отношение к окружающим моей постоянной нормой. Это подход к цивилизованности, которого так не хватает в нашем народном дискурсе. Возможно, одной из причин этого является то, что мои собственные неудачи в воспитательности гораздо менее приятны для рассмотрения, чем твои.

Недостатки других людей в значительной степени находятся вне моего контроля, но мои собственные - это проблемы, над которыми я могу осуществлять некоторую власть. Чтобы взять себя в руки, придется пожертвовать быстрым, неистовым удовольствием сказать то, что я думаю в пользу более медленного такта и заботы. Это повлечет за собой выработку лучших привычек и рефлексов там, где другие меня не устраивают. Это повлечет за собой попытки придерживаться просоциальных ценностей, которые признают нашу зависимость друг от друга даже в условиях наших многочисленных различий. Прежде всего, это требует тревожной, интроспективной честности в том, что движет и мотивирует меня.

Когда я размышляю о том, что вызывает у меня нездоровье, я вижу мутный беспорядок. Отсутствуют четкие объяснения, которые я даю другим. Там, где я могу быстро сосчитать нецивилизованных людей ничем, но только ужасным, я читаю свои собственные мотивы как сложные и раздраженные. Вот почему Конфуций упрекает одного из своих учеников за склонность морально осуждать других, с сожалением отмечая, что, должно быть, приятно иметь время для таких занятий. Ибо если вы только посмотрите на себя с критической точки зрения, вы найдете более чем достаточно, чтобы съесть календарь из нескольких дней и лет. Объяснения не будут быстрыми, а работа над тем, чтобы стать лучше, будет длинной и трудной. По крайней мере, я нашел его таким.

Мои импульсы к бессознательности многочисленны и разнообразны. Иногда я веду себя как то, что Конфуций называет Сяорен, или "мелкий человек". Я концентрируюсь на собственных интересах, не заботясь о том, что приходит от вас, так как я стремлюсь к тому, чего хочу. Иногда я злюсь и хочу иметь возможность бить и бить, игнорируя или отрицая любой вред тому, кто чувствует мои удары. Иногда я хочу немного повеселиться, и, давайте посмотрим правде в глаза, грубость - это веселее, чем когда-либо может быть сдержанность. Иногда я хочу, чтобы этот парень чувствовал, когда мы вместе можем презирать некоторых других, используя бессознательность, чтобы построить себе немного "их", чтобы "мы", противостоящие им, были лучше связаны.

Все это, конечно же, не исключает, что иногда бесправие может быть просто хорошим. Бывают моменты, когда лучшее, что я могу сделать, это проявить немного неуважения. Задача здесь будет состоять в том, чтобы знать, когда это произойдет, чтобы избежать самообмана, который заставит меня сказать себе, что я всегда прав, когда я груб. Сомнения в себе вызывает то, почему даже мудрец Конфуций утверждал, что все это вызывает сомнения, только тогда, когда ему исполнилось 70 лет. Чтобы заработать инстинкты, которым можно доверять, требуется длительная практика.

Слишком часто мы относимся к вежливости как к искусству второго или третьего лица, как к механизму для расшифровки того, что вы или они сделали. Принятие вежливости как проекта от первого лица означает, что "проблема бесправия" - это не вы или они, а я. И, возможно, таким образом, проблема может оказаться более плодотворной для нас. Ибо даже когда я вижу беспорядок, который я создаю, то, как я могу быть злым, низким или жестоким, я буду видеть причины, по которым вы можете быть такими же, как и раньше. Иногда мы все устаем, злимся и нуждаемся в облегчении. Как буддийский судебный запрет.