Найти в Дзене
Америка глазами учителя

С чего началась моя педагогическая деятельность в США? Или от судьбы не уйти.

С её неизбежности. Как русский парень стал преподавать историю американцам в их же стране? Бакалавр и мечта о дипломатии В 2003 году получил я степень бакалавра в одном очень хорошем ВУЗе в Массачусетсе (в русском написании почему-то одна 'т'), имя которого ничего не говорит в России, да и на западном побережье США о нём знают только те, кому это действительно надо. Тот ВУЗ принимает всего процентов 15 кандидатов, подавших туда документы. Ещё до моего зачисления я твёрдо решил, что посвящу себя только одной специальности там: международным отношениям. Мир давно уже изменился к 2001 году, а я всё ещё находился под впечатлением профессии дипломатов и её престижности в Советском Союзе. Естественно самым престижным советским ВУЗом мне всегда казался только МГИМО. Ну, если не МГИМО в России, то надо было найти нечто похожее в Германии. С Германией ничего не вышло. Ладно. Полечу посуду мыть в летнем лагере где-нибудь в глуши Америки. Может, хоть английский подучу летом 1999 года. Чтобы н
Оглавление

С её неизбежности. Как русский парень стал преподавать историю американцам в их же стране?

Вот здесь находится маленький штат Массачусетс, в так называемой Новой Англии на восточном побережье.
Вот здесь находится маленький штат Массачусетс, в так называемой Новой Англии на восточном побережье.

Бакалавр и мечта о дипломатии

В 2003 году получил я степень бакалавра в одном очень хорошем ВУЗе в Массачусетсе (в русском написании почему-то одна 'т'), имя которого ничего не говорит в России, да и на западном побережье США о нём знают только те, кому это действительно надо. Тот ВУЗ принимает всего процентов 15 кандидатов, подавших туда документы. Ещё до моего зачисления я твёрдо решил, что посвящу себя только одной специальности там: международным отношениям.

Мир давно уже изменился к 2001 году, а я всё ещё находился под впечатлением профессии дипломатов и её престижности в Советском Союзе. Естественно самым престижным советским ВУЗом мне всегда казался только МГИМО. Ну, если не МГИМО в России, то надо было найти нечто похожее в Германии. С Германией ничего не вышло. Ладно. Полечу посуду мыть в летнем лагере где-нибудь в глуши Америки. Может, хоть английский подучу летом 1999 года.

Чтобы не расписывать весь тот судьбоносный год в подробностях (отдельная история), скажу только, что смог зачислиться в местный ВУЗ на всех законных основаниях, а потом через два года с полной стипендией перевестись на учёбу в другой ВУЗ, чтобы выучиться на бакалавра. (Кстати, бакалавр - это bachelor по-английски, то есть холостяк.) Ну как тут не выбрать специальность международных отношений? Мечты, казалось, сбываются. Только не было конкретно той специальности, куда я перевёлся. Не беда. Пусть будет политология.

МГИМО с высоты птичьего полёта
МГИМО с высоты птичьего полёта

Поиск работы в США после учёбы

Весь последний год учёбы искал работу по специальности. Во многих ВУЗах есть даже отделы по трудоустройству. Изучал всякие исследовательские институты (think tanks). Ничего там не светило. Искал работу где-нибудь по связям с общественностью. Тоже ничего. Уже выпускной прошёл, а работы не нашлось.

Ладно. Устроился на летнюю работу в моём же ВУЗе, конечно же не по специальности, но не отчаивался. Чуть подзаработал. Лето прошло, а работу, на которую учился, так и не нашёл. Хорошо, что студенческая виза даёт (по крайней мере, раньше давала) целый год на работу по специальности или на её поиск. Искал, работая одновременно официантом в двух ресторанах.

Общежитие на последнем курсе
Общежитие на последнем курсе

Обратно в Россию?

И вот когда "бонусный" год студенческой визы уже подходил к концу, начал я по-настоящему волноваться за своё будущее. Ехать обратно домой, где незаконченное высшее (четыре курса отучился, а пятый остался)? Перейти на нелегальное положение в США? В то же самое время знакомая по ВУЗу, на курс позже моего выпуска, устроилась преподавать испанский язык в частной школе. Рад был за неё. Любила она всё испанское. Вот она-то и посоветовала мне тоже устроиться на работу учителем в частной школе...

Вот это называется крутой поворот в жизни. Учился-то я в педагогическом институте в России на учителя немецкого, но совершенно не было в планах им становиться. Языки учил только для того, чтобы потом как-нибудь на дипломата выучиться. Как им стать конкретно, меня тогда не волновало. Четыре года в Америке шёл к этой мечте, а тут такой совет на будущее. Неужели, от судьбы не уйти?

Всё-таки педагогика...

Делать было нечего. Расспросил у неё, как она работу учителем нашла. Был такой выпускник нашего же ВУЗа, выпуска 1951 года (этому дедушке сейчас уже за 80), который создал агентство по набору перспективных выпускников на работу в частные школы.

Для этого не нужны никакие учительские сертификаты как при приёме на работу в государственные школы. Вполне хватает того, что выпускники поступили в престижные ВУЗы, в которые поступить чрезвычайно сложно и в которые ученики частных школ сами очень хотят поступить. Тут всё взаимосвязано. У молодых и неопытных учителей есть мозги, желание работать с детьми, а всё остальное приложится. Наставники-коллеги по школе направят их в нужное русло. Так потом произошло и со мной.

Дикого желания работать с детьми не было, но перспектива рабочей визы очень привлекала. Связался я с тем агентом довольно-таки поздно, когда многие школы уже набрали всех на работу, но отношения с агентом сразу же наладились. Тут и общая любовь к нашему ВУЗу, и общие интересы.

Сам он работал раньше директором той школы, с которой и началась моя педагогическая деятельность в США. Это по выходу на пенсию он нашёл себе новое (и прибыльное занятие) агента педагогических талантов. Познакомился и с его женой, которая ко мне до самой смерти потом относилась как любящая бабушка. Наши дети до сих пор читают книги, купленные ею, те, что читали её дети, а потом и её многочисленные внуки.

Откуда всё и началось
Откуда всё и началось

Маленькая школа-интернат для мальчишек

В той школе, где он работал, набор тоже завершился, но нашли и мне место, вернее несколько мест. Работал репетитором с учениками, у которых учёба шла туго. Один на один. Работал тренером по хоккею, футболу и даже теннису (в который я никогда в жизни не играл; тоже отдельная история). Следил за порядком в школьных общежитиях с 7 до 10 вечера. Когда все ложились спать, тогда и мне можно было идти домой. Школа была интернатом, поэтому моя квартира находилась в двух шагах от общежития. Вообще, жизнь и работа в той школе походила на монастырь, да и учились там одни мальчишки с 9-го по 12-й классы.

Учитель истории

Одновременно с этими занятиями я ещё ходил по пятам за одним учителем истории, моим наставником, который готовил меня к преподаванию мировой истории. Сидел у него на уроках, записывал всё за ним, потом с ним обсуждал и всё время спрашивал, какой у него план занятий на весь год, короче, обо всём, чему нас, будущих учителей, учили в России.

Кажется, я его этими советскими вопросами замучил, и он мне поведал такую историю, которую он сам услышал от своего учителя истории (русского по происхождению) в школе:

Рассказывал он нам что-то про сталинские лагеря, где один заключённый так замучился работать на лютом морозе, что взял топор и оттяпал себе пальцы, чтобы не выходить больше на лесоповал. Чему он нас ещё учил, я, хоть убей, не помню, кроме той истории, но с тех пор влюблён в историю, аж крыша поехала. Вот и ты рассказывай им всякие интересные истории.

Конечно, он утрировал. И в США, конечно же, есть своя методика преподавания, но его совет мне запомнился до сегодняшнего дня.

От судьбы не уйти. И слава Богу.

А что же с желанием работать с подростками? Уже в первые две недели я понял, как мне крупно повезло в жизни. Читаю книги, разговариваю с умными ребятами и коллегами, занимаюсь спортом, даже мышцы качаю с пацанами так, как сам это делал со своими друзьями, будучи подростком. И мне за это ещё платят деньги. И рабочую визу оформили.

И на родину, наконец-то, слетал впервые за шесть лет. Каникул там, кстати, в общей сложности больше четырёх месяцев в году. В общем, ощущал я себя в той школе Вовкой в Тридевятом царстве. Кстати, благодаря опыту той работы отказался от карьеры инвестиционного аналитика в очень большой нефтяной компании несколько лет спустя, чтобы вновь стать учителем, что тоже является отдельной историей.

От судьбы, слава Богу, не уйти...

Если дочитали до конца, спасибо вам огромное. Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки и пишите в комментариях, особенно если есть темы для следующих заметок.