Современные отечественные сериалы постоянно подвергают поруганию, и если и пишут о них, то снисходительно и оправдываясь, что вообще их упоминают. Лучшая похвала для некоторых из них это: "несколько российских сериалов, за которые не стыдно". Однако стыдиться за многие из них не стоит, а некоторыми можно и гордиться. Проблема в том, что наши многосерийки по сравнению с западными это не только другой стиль, это - другое искусство. Можно даже сказать - другая культура. Поэтому взращённому на западном кино принять их очень сложно. Всю жизнь питающегося гамбургерами - от манной каши стошнит. Но ситуация имеет и обратную сторону - смотрящие по телевидению русское многосерийное кино, покажи им вместо них иностранное, даже самое популярное среди киноманов, смотреть его долго не смогут - это нечто совсем другое, для наших людей в общей массе - непереваримое.
В чём же такое разительное отличие, в чём определяющая вкусовые ощущения разница? Корень в том, что наши хорошие сериалы приоритетно другие. Главное в них - человек во всём его многообразии качеств и человеческие отношения, оцениваемые нравственными истинами (а не психоанализом, как в лучшем ино-кино). Причём, человек в русском телекино показывается с любовью к нему, с верой в его положительную основу, даже если он совершает ужасные поступки. Совесть, искупление, прощение - неотъемлемая часть таких фильмов. Плюс ко всему перечисленному - происходящее на экране режиссёры и актёры пытаются показать предельно естественным, правдоподобным, жизненным. Смачный, яркий, вариативный русский язык только помогает этому. Без всего этого наш народ-правдолюбец не стал бы эти телефильмы смотреть. Подобная реалистичность, создаваемая авторами и исполнителями близость к героям, теплота, исходящая от такого кино, достигается и тем, что русский человек по природе своей более отрыт и откровенен, чем обитатель Запада, любит излить душу буквально первому встречному. Да и пресловутую "широту души" русака никто не отменял. Поэтому актёры стараются даже как бы не играть роли, а просто жить в кадре. И это у них нередко прекрасно получается.
Всё перечисленное в иностранном кино, если и есть, то в таком малом количестве, что для питания массового российского зрителя - недостаточно. Для нашего телезрителя западные фильмы, за редким исключением, при всей их мастеровитости и стильности, слишком холодны, слишком не натуральны, слишком далеки от реальности.
Но становимся хотя бы только на нескольких российских сериалах этого, ещё не закончившегося 2019 года, которые не только удовлетворяют всем вышеуказанным признакам чисто национального кино, но превосходящие, по моему мнению, по качественному уровню остальные. И в них есть дополнительно к вышеперечисленному кое-что ещё, а чём я пока не написал.
Скажи правду (режиссёр - Андрей Эшпай)
Андрей Эшпай - один из лучших наших кинорежиссёров, снял в том числе несколько сериалов самого высокого качества. В многосерийке "Скажи правду" автор сосредоточил внимание всего лишь на одном чувстве - измене. Казалось, банальная, избитая многими тема, однако оказывается можно снять события вокруг этого часто встречающего поступка так, что он покажется настоящей трагедией. Главная героиня после 15 лет счастливой совместной жизни начинает подозревать мужа в измене. Для неё одна только догадка об этом становится таким ударом, шоком, смятением, что она постепенно становится неадекватной в своих действиях, разрушает собственную жизнь и жизнь окружающих... Серия за серией идёт на предельно натянутых нервах, в крайне тревожной тональности, в ожидании чего-то страшного. Этот многосерийный фильм Эшпая можно назвать триллером души, показывающий бездонную глубину чувств и подлинное значение предательства близкого человека. Наверно, самая интеллектуальная российская актриса - Виктория Исакова - как нельзя лучше подошла на главную роль в фильме.
Годунов. Продолжение (режиссёр Тимур Алпатов)
"Годунов", особенно второй сезон - настоящее произведение искусства: драматургия, картинка, портреты, антураж, детали, музыка, ракурсы, планы, монтаж, игра актёров. Всё всерьёз, мудро, вызывает сочувствие. Далеко не только костюмная постановка. Звёздный состав отборных русских артистов.
Шифр (режиссёр Вера Сторожева)
Вера Сторожева, как и Андрей Эшпай - тоже заметное явление в современной отечественной режиссуре. Снимает простое, но интересное, реалистичное кино, в основном кинофильмы. Сериал "Шифр" - детектив, триллер, драма - всё вместе об офицерах середины пятидесятых. Благородство, честь и достоинство, как в советских военных фильмах. Это, кстати, к слову, что наши фильмы сейчас далеки от уровня и духа советских. Неправда! Просто сейчас дух прекрасного массового советского кино вселился во многие сериалы, оставляя киноэкран для американизированных подростков и молодёжи.
Испытание (режиссёр Анатолий Григорьев)
"Испытание" - жёсткий сериал о иезуитских сущностях, тотальной несправедливости и трагедии самоотвержения. О том. что жертва одного человека ради другого, даже любимого, может привести к тяжким последствиям для всех.
Ангел-хранитель (режиссёр Максим Демченко)
В этом сериале видно, как мелкими штрихами можно обозначить суть времени (а семейная сага развернулась почти на весь 20-ый век) и суть характеров, предельно разнообразных, красиво пройти на грани мистики, не сорвавшись в дешёвку, по-настоящему увлечь сюжетом, искусно балансируя над банальностью, но не впав и в неё, достичь настоящего сопереживания. Мудрый, светлый, прозрачный фильм.
Крылья империи (режиссёр Игорь Копылов)
Эта многосерийка снята в 2017 году, но полностью показана только в этом, 2019-ом. Режиссёр Игорь Копылов до неё снял блестящий по форме и содержанию сериал "Ленинград-46" о послевоенном городе со всеми его ужасами, восхождениями и нисхождениями. "Крылья империи" о событиях с 1913 по 1921 годы. Трагедия Россия с персонажами, взятыми из реальной истории страны, снятая по-настоящему классно, ритмично, насыщенно - в нарождающемся стиле талантливого молодого режиссёра.
В заключении можно ещё упомянуть сериалы "Дипломат" (прямо таки Вуди Аллен на наш манер - содержательно-жизненный каламбур, непрерывные диалоги, насмешливый юмор, всепрощающая ирония), "Ворона" (продюсер - Валерий Тодоровский. Детективный триллер самого высокого класса. По сути - авторское кино - сценаристы и режиссёры - в одном лице. Сериал хорош и как детектив-триллер, и как социальная драма с острокритическим взглядом на систему и представителей власти, и как драма сама по себе. В нём поражает удивительная реалистичность, натуральность, естественность) и отмеченный наградами и критикой сумасшедший по накалу страстей полу-сатирический "Звоните ДиКаприо" знаменитого уже Жоры Крыжовникова. Но два последних многосерийных фильма сняты в конце 2018 года, так что не будем их выделять.
Так что не стесняйтесь смотреть отечественные сериалы! Правда, надо предупредить - после просмотра некоторых из них, возможно, иностранные многосерийки смотреть уже не захочется.
Смотрите наше кино! Подписывайтесь на наш канал, о нём рассказывающий. В том числе о современных многосерийных фильмах:
Самый русский сериал 2019 года. С любовью и верой в людей
Ещё три очень хороших российских сериала
Самые ценные российские исторические сериалы
5 отличных российских сериалов о войне
5 самых захватывающих детективных сериалов российского производства
5 лучших российских сериалов - экранизаций русской классики
5 самых ярких сериалов о гражданской войне
5 лучших сериалов о дореволюционной России
Лучшие российские сериалы в жанре криминальной драмы