Найти в Дзене
Америка глазами учителя

Почему Мартин Лютер Кинг нынче не в почёте в США?

Потому что он по-настоящему радикал в социальных отношениях между американцами. Почти во всех школах празднуют наследие Кинга в январе, а ещё проводят разные мероприятия в его честь и в его память целый месяц. И в нашей школе тоже есть такая традиция, но я почему-то не помню, когда я слышал его имя с большой трибуны в последний раз. Есть кое-какие соображения по поводу его забвения. 28 августа 1963 года, за пару месяцев до убийства Кеннеди и за полгода до отправки Хрущёва на заслуженную пенсию, Кинг выступил со своей самой знаменитой речью "У меня есть мечта" (I Have a Dream). О чём мечтал пастор типичной протестантской церкви в США в то время? О том, как наступит такой день, когда люди будут судить других людей не по цвету их кожи, а по их содержимому (character), то есть по тому, что они представляют из себя как люди. Вспоминаю своего дедушку, рождённого между февральской и октябрьской революциями в 1917 году, то есть выросшим при советской власти, который не видел, или не хотел ви

Потому что он по-настоящему радикал в социальных отношениях между американцами. Почти во всех школах празднуют наследие Кинга в январе, а ещё проводят разные мероприятия в его честь и в его память целый месяц. И в нашей школе тоже есть такая традиция, но я почему-то не помню, когда я слышал его имя с большой трибуны в последний раз. Есть кое-какие соображения по поводу его забвения.

"Смешение рас - коммунизм" гласит плакат в руках ребёнка во время демонстрации в каком-то южном штате Америки во время отмены разделения школ на белых и чёрных. Это вызов Кингу с его взглядами на социальные отношения американцев.
"Смешение рас - коммунизм" гласит плакат в руках ребёнка во время демонстрации в каком-то южном штате Америки во время отмены разделения школ на белых и чёрных. Это вызов Кингу с его взглядами на социальные отношения американцев.

28 августа 1963 года, за пару месяцев до убийства Кеннеди и за полгода до отправки Хрущёва на заслуженную пенсию, Кинг выступил со своей самой знаменитой речью "У меня есть мечта" (I Have a Dream). О чём мечтал пастор типичной протестантской церкви в США в то время? О том, как наступит такой день, когда люди будут судить других людей не по цвету их кожи, а по их содержимому (character), то есть по тому, что они представляют из себя как люди.

28 августа 1963 года. Вашингтон.
28 августа 1963 года. Вашингтон.

Вспоминаю своего дедушку, рождённого между февральской и октябрьской революциями в 1917 году, то есть выросшим при советской власти, который не видел, или не хотел видеть, национальностей вокруг, а только людей хороших и не очень хороших. Если бы Кинг встретился с моим дедом в 1963 году, то, может быть, даже упомянул бы его в своей наиважнейшей речи того года в Вашингтоне как человека достигшего идеала социального развития.

С другой стороны, не надо достигать этого идеала. Люди рождаются такими. Вот пример из моей жизни, связанный с моим сыном. Ему было года четыре. Сын советских родителей. Его бабушка, моя мама, посадила его в коляску и пошли гулять по улице. Тут идёт им навстречу чернокожий парень до пояса голый. Проходит мимо них, и сын оборачивается к бабушке и шепчет:

Бабушка, мужчина пошёл голый (мол, непорядок).

Заметьте, что не "чернокожий" мужчина пошёл, а просто "голый". И ребёнку нет никакого дела до его цветовых оттенков.

Потом им в школах расскажут о разных оттенках кожи, которые до того момента не имели для них никакого значения. Потом расскажут, как белые американцы угнетали людей с другим цветом кожи на протяжении веков. Потом, когда понятие расизма станет детям понятным и неотъемлемым, им объяснят, что надо любить друг друга независимо от цвета кожи, мол, цвет кожи не имеет значения. Гениально.

Однако, в американском обществе (да и не только в нём одном) дело обстоит совсем не так. Цвет кожи играет громадную роль. Неимоверное количество анкет существует в Америке, где для указания своей принадлежности к какой-то расе или этносу существуют десятки квадратиков для одной галочки. Жена в шутку жалуется, что для неё не придумали квадратика Центральной Азии. Ничего, скоро придумают.

Вообще, разнообразие всех этих квадратиков напоминает мне один интересный плакат времён колонизации западного полушария европейцами, которые решили разложить по ящичкам все возможные смешения разных народов (мулаты, метисы и так далее).

Сначала всё шло нормально, а потом, наверное, надоело этой ерундой заниматься. Забили на такой классификации людей.
Сначала всё шло нормально, а потом, наверное, надоело этой ерундой заниматься. Забили на такой классификации людей.

В конце концов, смешение самих смешанных зашло просто в тупик, так как иссякла фантазия по называнию новых комбинаций и бредовую идею просто забросили. Понять-то тех выдумщиков можно, конечно: было тогда время повсеместной и всеобъемлемой классификации всех и вся, особенно в 18-м веке. Вот, и в Америке происходит нечто похожее сейчас, что вызывает у меня иногда умиление, но, большей частью, негодование.

Я на одну шестнадцатую чероки, на одну восьмую полька и на одну тринадцатую индуска.

Услышал я однажды в ответ на вопрос, какого происхождения был человек. Мода пошла на ДНК анализ в США. Скоро дойдём до того, что у всех будет прадед Адам и прабабка Ева.

Почему бы не оставить в анкетах только один квадратик для галочки, где было бы написано "человек"? Не робот и не животное, а просто человек.

Ага, разбежался!

Сказали бы мне защитники прав человека. Тут целые лавочки разрослись как грибы после дождя, задача которых выбить как можно больше привилегий для тех, кто является их членами, то есть жертвами какой-нибудь несправедливости, случись та несправедливость хоть в прошлом году, хоть в прошлом столетии, да хоть пять столетий назад.

Единственная категория, по умолчанию, которая сама по себе - это категория белых, независимо от их происхождения, а ведь в белых тоже можно запутаться. Люди с Ближнего Востока тоже считаются в Америке белыми, например. И из северной Африки. И из Восточной Европы тоже.

И я, вроде, тоже белый, но мама моего ученика, негритянка из Панамы, вышедшая замуж за негра из Нигера, делится со мной своим жизненным опытом так, будто мы с ней родственники:

Представляешь (говорит она мне на днях). Эти белые в Америке, вообще, не берут на работу людей семейных!

Потом опять:

Эти белые американцы...

Поразительно, что в её глазах я - свой человек. Конечно, её сын записывался ко мне на все предметы, какие я только мог вести в школе, так как поладили мы с ним здорово. Все четыре года почти под моим руководством шёл. До сих пор советуется, уже учась в ВУЗе. Самое главное, цвет кожи для матери оказывается понятием совершенно относительным. И дружим мы с ней и её семьёй будто они сами тоже из России.

А что же с Мартином Лютером Кингом? Да коммунист он по определению. У него все равны, в том числе и расы. А если и неравны, то как у моего деда:

Есть люди хорошие и не очень.

Вот такое равенство и не даёт покоя многим правозащитникам в Америке. Ирония судьбы да и только, потому что против того же самого выступали белые южане, когда Кинг был жив.

Напоследок такая короткая зарисовочка. Провожу я пробный стандартизированный тест с одной своей коллегой. В классе учеников 15. В конце теста надо заполнить ещё кучу всяких квадратиков и кружков, среди них, конечно же, раса или что-то в этом роде, и моя коллега говорит ученикам:

Заполните на всякий случай, потому что вы сможете получить стипендию на учёбу в вузе.

Иными словами, если у вас подходящий цвет кожи или происхождение, то вам это зачтётся. Только белым не зачтётся, так как у них и так привилегий хоть отбавляй. Вот теперь делюсь такой потрясающей новостью со своими белыми друзьями и знакомыми на постсоветском пространстве:

У вас куча привилегий. А вы думали...

Спасибо, что дочитали до конца. Если понравилась заметка, делитесь с другими и подписывайтесь на канал.