Признайтесь, тема двойника завораживает и пугает – может быть, завораживает как раз потому, что пугает. Не только впечатлительные романтические герои, отмеченные печатью злого рока и фантастичных происшествий, сталкиваются с хитрой ухмылкой своего двойника. И современный, во всех отношениях прагматичный и нередко скептично настроенный человек слышит этот голос внутри – не похожий на "обычного" себя ни интонацией, ни произношением, ставящий под сомнение уже привычные жизненные установки и принципы, со страшной лёгкостью говорящий "запретные вещи", бесстыдно оголяющий истинное мнение, видение, отношение. В нас неизменно сидит "другой", наблюдатель, который никогда не сблизится с окружающими ради выживания и приобретения очевидных благ общения, который всегда имеет таинственные, только ему ведомые мотивы. Чего желает этот двойник, что он скрывает и откуда вообще берётся?
Неудивительно, что тема двойника популярна в художественной литературе и кинематографе. Как правило, называется это явление Доппельгангер (нем. Doppelgänger – «двойник») и чаще всего появляется как тёмная сторона личности, потому в некоторых произведениях приобретает черты типичного существа нечистой силы: не отбрасывает тени и не отражается в зеркале. Его появление зачастую предвещает смерть героя; впрочем, это ожидаемо, ведь двойник всегда желает занять место "своего" человека. "Второй", желающий занять первенство, олицетворяет скрытые желания, подавленные и спрятанные "неприглядные" черты характера и как бы бросает в лицо герою: "Ты не убежишь от мерзкого-себя, не пытайся, все узнают, какой ты на самом деле".
Я вижу тему двойничества как увлекательное изучение психологической проблемы конфликта личности и её двойственности, поэтому обожаю литературу, которая раскрывает Доппельгангеров. Где же можно встретить борьбу разрозненного сознания? Делюсь своими скромными заметками:
- Ф. М. Достоевский, "Двойник";
- Эдгар Аллан По, "Вильям Вильсон";
- Эрнст Гофман, "Песочный человек";
- Роберт Льюис Стивенсон, "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда" (куда же без неё?);
- В. В. Набоков, "Бледный огонь";
- Джеймс Джойс, "Улисс".
Вообще же построение сюжета вокруг двойников находит широкое применение в разножанровой литературе: тема эта неисчерпаема и для романтизма с его неоднозначными, сложными героями, и для произведений с тонким психологизмом, которые ставят себе целью детальное изучение человеческой души, и там, где есть разбег для фантастики и мистики: здесь двойника можно вплести в историю о превращении человека в различных существ, соединить с альтер-эго и развить в супергеройство, добавить путешествия во времени. Причиной всему – многоликая и многогранная натура человека, неотделимая от внутренней борьбы противоположных друг другу начал, за которой никогда не наскучит наблюдать.