Начинаем новый цикл лонгридов. Данный выпуск базирован на видео с моего youtube-канала.
Сегодня расскажу о больной теме всех больших городов мира: использование личной машины в большом городе.
Сейчас я кратко пройдусь по истории развития отношений людей и машин, рассмотрю текущую ситуацию на примере Москвы, так как это мой родной город. Проведу анализ с фактами. А после этого немного расскажу о шагах, которые может предпринять каждый, чтобы сделать город и жизнь в нем лучше.
Предыстория
Автомобиль - друг человека. Бесспорно, да.
Весь XX век авто-индустрия активно развивалась. И автомобили помогали людям.
Но технологии дешевели и авто стали доступнее, это, конечно, повлияло на развитие городов: парковки, развязки, магистрали появлялись там и тут. В общем, города делали удобнее для автомобилистов.
И сначала все было очень даже неплохо, но население городов продолжало расти, а вместе с ним и количество машин. Тем временем, технологии дешевели, и автомобили становились доступнее. В крупных городах появились проблемы: стала ощущаться нехватка парковочных мест и появились стихийные парковки, особенно в центральных районах городов;
на дорогах образовались заторы, а экологическая ситуация испортилась еще сильнее.
Кстати, СССР пошел немного своим путем и тут. Кто помнит советские дворы? Кто не помнит - смотрите ниже):
Машин было мало и хранили их, в основном, в гаражах, стоящих отдельно. Дворы были для людей ( это отдельная тема для разговора).
Зато потом, в 90-е , мы лихо наверстали упущенное: количество машин тоже резко возросло, и дворы превратились в стихийные парковки,
а города стали в огромных пробках. В этом плане мы догнали и перегнали Европу.
В итоге, тенденция на лицо: если развивать достаточно большие города по такому сценарию рано или поздно все кончится транспортным коллапсом.
В Европе и США это произошло раньше, у нас - позже, у менее развитых стран, это случится еще через 5-15 лет. Но очевидно, чем все кончится.
Современная тенденция
Какой же выход? Развитые страны поняли уже давно свою ошибку и начали бороться с автомобилизацией в городах: города не могут быть только для машин, они должны быть для всех!
Старые подходы больше не действуют, нужны новые:
- Дороги больше не расширяют в угоду автомобилям (даже, наоборот, сужают)
- Не строят магистрали внутри городов
- Отдается предпочтение наземным, а не подземным пешеходным переходам
- Количество светофоров увеличивается
- Платная парковка и въезд в город
- Развитие общественного транспорта
- Развитие альтернативного транспорта (велосипеды, такси)
- Многие страны ввели доп налоги на автомобили
И тд
ТО ЕСТЬ, все поняли: город не может быть только для автомобилистов и уже работают в этом направлении.
Да, звучит немного дико для нас, но это наше будущее, зачем наступать на те же грабли 2 раза и пытаться придумывай свой путь или выход, если можно обратиться к истории и фактам?
Власти многих Российских городов поняли это, но пока двигаются к цели неохотно.
Я постараюсь Вас убедить на основе ситуации в Москве (уверен, в других городах ситуация схожая и будет усугубляться), что нельзя строить и развивать города только для машин.
Ситуация в Москве
Итак, Москва очень большой город: по данным Росстата, численность постоянного населения на 1 января 2019 г. в Москве 12,6 млн. жителей.
И это постоянные официальные жители, а с учетом туристов и прочих “гостей” это цифра, составляет минимум 16 млн. Некоторые эксперты считают, что нас даже больше 20 миллионов!
Предлагаю взять 18 млн. жителей для расчета.
Машины подсчитать сложнее, по данным ГИБДД и других исследований на 2018 год в Москве зарегистрировано 4 млн. машин, но как, мы знаем, в Москве много машин из других регионов, но и обратно, некоторые пользуются московскими номерами в других регионах. Поэтому, обратимся к другим источникам: по данным 2018 года от Главы столичного ДепТранса, Максима Ликсутова, ежедневно по дорогам Москвы передвигается 3,6 млн. машин. При этом, это вообще все машины: грузовые, такси, автобусы, и машины специальных служб.
Такие машины не являются личными, поэтому для расчета возьмем 3 млн. личных легковых авто.
Теперь несложный расчет: Поделим 3 млн машин на 18 млн человек и узнаем, что каждый день машинами пользуется 16 % населения !!!
Важный момент: это процент тех, кто пользуется авто, а не тех у кого есть машина.
Но еще раз: это даже не одна пятая часть жителей!!!
Да, цифра весьма условная. И вообще, насколько корректно сравнивать численность жителей и количество машин, проезжающих по дорогам? Уж не манипуляция ли это?
Но Википедия и Росстат дают нам примерно такую же статистику: 300 авто на 1000 жителей Москвы, то есть 30 %, но не каждый использует машину каждый день.
А значит, наш расчет верный.
Кстати, обратите внимание как этот показатель рос от года в год:
Вообще, интересна статистика по другим городам, например в Владивостоке больше машин, а на Кавказе - меньше.
И еще немного данных напоследок: по данным Министерства здравоохранения на 2017 год в России 29 % курящих граждан, а в Москве еще больше: 35 %. Но, почему-то, никто не строит улицы для курящих, огромные места для тусовки курящих людей и в таком духе. Не логично, правда?
При этом машины очень разные от микро-машин, таких как Smart
до огромных внедорожников (причем не обязательно очень дорогих).
Разбавим статистику наглядностью. Возьмем средний городской - авто Ford Focus.
Бюджетная средне-размерная иномарка, 5 мест.
И сопоставим его с другими видами транспорта: микроавтобус мерседес Sprinter (маршрутка),
автобус маз 103,
электробус московский
и вагон метро 81-765 «Москва»
Сравнивать будем по размерами и вместимости пассажиров. По Электробусу точных размеров мне найти не удалось, если у кого-то есть - напишите в комментариях, пожалуйста. Для альтернатив личному авто я брал данные из открытых источников и тех. документации. Эти данные не включают водителя, но , на всякий случай, считаем, что в личной машине 5 мест. Результат в таблице.
Теперь немного инфографики:
Интересные наблюдения: маршрутка по площади на чуть-чуть больше легковушки, а влезает туда почти втрое больше людей. А вот Электробус больше обычного автобуса, но вместимость там меньше на 15 % - новые технологии ;) В любом случае, вагон метро- бесспорный победитель.
Да, я знаю, указанное количество людей - максимальное и никому не хочется ездить в переполненном транспорте в режиме “селедка в бочке”, но и в машине обычно только водитель, ну максимум еще 1 пассажир, уж никак не 5 человек сразу.
Поэтому, для личного авто возьмем 2 пассажира (на этот раз без водителя), а для остального транспорта уменьшим количество людей на 20 %:
Инфографику мне лень было перерисовывать- используйте Ваше воображение.
А теперь судите, что эффективнее. По-моему, все наглядно. И видно, что личный авто не самый оптимальный транспорт.
Более того , многие жители Москвы и других городов имеют авто, но не пользуются им каждый день, а те, кто пользуется, используют его максимум 2-3 часа в день- до работы и обратно.
То есть одна шестая часть 12-ти часового дня, а ведь в сутках 24 часа!
Так что это значит? что машина просто стоит где-то и хорошо, если в гараже или на специальном паркинге, но чаще во дворах и на улицах
Ну и что ? - , скажете Вы, - пусть стоит , зато пробки меньше и воздух не загрязняет.
С одной, стороны да, не загрязняет, но, занимает место, с которым в городах дефицит. Нормативные габариты парковочного места отражены в действующих с 2011 года СНиП 21-02-99. Согласно этому документу МИНИМАЛЬНЫЕ размеры стоянки для легкового автомобиля должны быть такими: ширина 2,5 м; длина 5,3 м, то есть 13,25 м. кв, по на одну машину!
Конечно, не все эти СНИПЫ соблюдают, это, скорее, рекомендация, так, платное место в центре Москвы = 8 м. кв. Но помните, что к машиноместу нужен подъезд (особенно, если оно находится под углом), нужно место на открытия дверей и прохода. В общем, это целая куча места.
А ведь эти нормы для легальных парковок, которых не хватает, но мы же знаем, что некоторые любят ставить авто "как удобно" (на пешеходную дорожку, на газон, на дорогу).
При этом это все всего для трети жителей. А как же огромные площади для курильщиков тогда? Где справедливость?
Вывод
Да, очевидно, что персональные машины удобнее, но увы, каждый житель города не сможет иметь личную машину и пользоваться ей каждый день. Ездить в полупустой машине по городу не логично и эгоистично. К тому же, сейчас это доступно всем. Любой может купить огромную машину и ездить на ней один: налоги не такие уж большие и вполне можно находить бесплатную "парковку". А, значит, надо навести порядок в парковках: она не может и не должна быть бесплатной, даже во дворах (со временем). Все люди имеют право на эту землю, почему ее надо кому-то отдавать бесплатно для хранения личного имущества. Каждый владелец авто должен позаботится о его месте хранения (как это происходит в Японии, нельзя купить авто без подтверждения наличия парковки).
Правильным путем будет "закручивать гайки" (введение платной парковки и пересадка людей на общественный транспорт) и поощрять отказ от автомобиля (налоговая льгота, изменение общественного мнения, автомобиль это не признак элитарности), с другой стороны, нужно продолжать развивать общественный транспорт: места должно хватать всем, в салоне комфортная температура, ходить он должен регулярно.
Это должно быть не наказанием, а приятной возможностью проехаться по городу и посмотреть в окно или почитать книжку.
Количество маршрутов надо увеличивать , причем не только городского общественного транспорта. Я не про маршрутки, а про автобусы в бизнес центры, заводы, ТЦ, жилые комплексы. Но главное, чтобы сами люди осознали и поняли необходимость перемен.
Если я Вас убедил, можете перестать пользоваться личной машиной и остановиться здесь, но если хочется большего - читайте дальше! Что мы можем сделать?
Призыв к действию
Все очень просто, начать нужно с с себя! Если у Вас есть авто, подумайте, так ли оно Вам нужно, особенно, если у Вас их несколько! Также в Москве неплохой общественный транспорт, изучите возможности его использования.
Иногда можно пройтись пешком или проехать на велосипеде / самокате (это еще и полезно для здоровья).
Другие альтернативы ниже.
Каршеринг
Поминутная аренда авто. Очень удобная вещь , которая сейчас набирает популярность в Москве. Более того, мы на первом месте в мире по его распространению. Цены и машины очень разные, на любой вкус и кошелек. Кстати, один из каршерингов уже предлагает дачный вариант и грузовой аренды
Прокат авто
Обычная аренда машина, это не так быстро, подойдет для длительного путешествия, спланированного заранее (допустим, на дачу).
Такси
Тоже хороший вариант! удобнее тем, что ты не за рулем: можно поспать или поработать. Также такси, в отличии от личного автомобиля, большую часть времени находится в движении и, хотя бы, не занимает место.
Подбор попутчика
Я такими сервисами не пользовался, думаю, в городе это относительно безопасно. Опять же, в машине будет не только водитель, а еще и пассажиры.
Будьте активными
Есть Проект Активный гражданин- зарегистрируйтесь там и будьте в курсе последних новостей города и участвуйте в голосованиях, особенно связанных с развитием вашего района.
Еще один хороший проект Российская общественная инициатива (РОИ) - на нем вы можете создать инициативу по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления. Инициатива проходит модерацию, поэтому создавать ее надо вдумчиво.
Также помните про общественный контроль: портал Наш город - там можно оставить жалобу на плохое состояние остановки, грязный салон общественного транспорта или например, если автобус проехал вашу остановку (есть сайт и приложение).
Есть и другое приложение: Помощник Москвы - тут можно сообщить о нарушениях ПДД, например правил парковки.
Учтите это НЕ стукачество, если кто-то нарушает закон - то нет ничего зазорного, чтобы сообщить об этом. Наоборот это цивилизованный метод.
Но если вы все-таки не можете обойтись без машины, то позаботьтесь о парковочном месте (желательно гараж), не нарушайте ПДД, а главное уважайте других.
На этом все! Надеюсь, было интересно и мне удалось Вас убедить. Делитесь данной статьей с друзьями и читайте другие статьи моего канала, смотрите видео.
Вместе мы сможем сделать жизнь в наших городах лучше!