Найти тему
ТАЙНЫ АЛХИМИИ

Русский писатель Н. М. Карамзин об алхимии

Отношение русских литераторов XVIII века к алхимии прекрасно демонстрирует упоминание философского камня в одном из стихотворений писателя и историка Н. М. Карамзина (1766–1826). В поэтическом послании (1794 г.) к писателю, драматургу и переводчику А. А. Плещееву (1778–1862) он пишет:

Престанем льстить себя мечтою,
Искать блаженства под луною!
Скорее, друг мой, ты найдешь
Чудесный философский камень,
Чем век без горя проживешь.

Предмет мечтаний алхимиков в этом сравнении предстает как символ несбыточных и наивных желаний, образ чего-то недостижимого в реальной жизни, как нечто сказочное и недоступное для человека. Н. М. Карамзин также пишет об алхимии и алхимиках и в одном из своих прозаических произведений – в «Письмах русского путешественника». В частности, он упоминает о посещении дома Парацельса: «Я имел любопытство видеть тот дом, в котором жил Парацельс. Сказывают, что в саду, принадлежащем к сему дому, и поныне находят еще огарки из химических или алхимических печей сего чудного человека, которому, но признанию ученых, обязана медицина многими минеральными лекарствами, и ныне с великою пользою употребляемыми, но который от страшного хвастовства своего прослыл шарлатаном в целой Европе».

Н. М. Карамзин "Письма русского путешественника"  (Москва, 1797).
Н. М. Карамзин "Письма русского путешественника" (Москва, 1797).

Отношение автора к знаменитому медику и алхимику выражено однозначно: даже наследие Парацельса, оцениваемое с совершенно практической точки зрения, не помешало этому «чудному человеку» обрести сомнительную славу шарлатана. И в подтверждение Н. М. Карамзин снабжает короткое упоминание о Парацельсе примечанием: «Пишут, что он часто лекции свои начинал так: «Знайте, о медики! что колпак мой ученее всех вас и что борода моя опытнее ваших академий! Греки, римляне, французы, италиянцы! я буду вашим царем». В том же произведении Н. М. Карамзин пишет о еще одном известном алхимике – Николя Фламеле: «В улице писателей или копистов (des écrivains) хотел я видеть дом, где в XIV веке жил Николай Фламель с женою своею Пернилиею и где еще по сие время на большом камне видны их резные изображения, окруженные готическими надписями и иероглифами. Вы не знаете, кто был Николай Фламель: неправда ли? Он был не что иное, как бедный копист; но вдруг, к общему удивлению, сделался благотворителем неимущих и начал сыпать деньги на бедных отцов семейства, на вдов и сирот, завел больницы, выстроил несколько церквей. <...> Фламель умер, не решив спора. Через несколько лет любопытные вздумали рыть землю в его погребе и нашли множество угольев, разных сосудов, урн с каким-то жестким минеральным веществом. Алхимическое суеверие обрадовалось новому лучу безумной надежды, и многие, желая разбогатеть подобно Фламелю, превратили в дым свое имение. Прошло несколько веков: история его была уже забыта; но Павел Люкас, славный путешественник, славный лжец, возобновил ее следующею сказкою. Будучи в Азии, познакомился он с одним дервишем, который говорил всеми языками, казался молодым человеком, а прожил на свете более ста лет. “Сей дервиш, – говорит Люкас, – уверил меня, что Николай Фламель еще жив; что он, боясь сидеть в тюрьме за тайну философского камня, вздумал скрыться; подкупил доктора и приходского священника, чтобы они разгласили о его смерти, а сам ушел из Франции”. “С того времени, – сказал мне дервиш, – Николай Фламель и жена его Пернилия ведут философскую жизнь в разных частях света; он – сердечный друг мой, и я недавно виделся с ним на берегу Гангеса”. – Удивительно не то, что Павел Люкас выдумал роман, а то, что Лудовик XIV посылал такого человека странствовать для обогащения наук историческими сведениями. – Я стоял несколько минут перед домом Фламеля, копал в земле своею тростью, но не нашел ничего, кроме камней, совсем не философских».

Здесь Н. М. Карамзин приводит популярное и по сей день предание о Фламеле, который обрел эликсир бессмертия, а о встречах с ним сообщают разные люди. Ирония «русского путешественника» как в отношении самого Фламеля, так и свидетелей его сказочного долголетия (а заодно и алхимии вообще), не вызывает сомнений.

Уважаемые читатели! Ваши мнения и отзывы в комментариях приветствуются.

Для тех, кто интересуется историей и философией алхимии. Вышла новая книга Ю. Ф. Родиченкова "Двадцать веков алхимии: от псевдо-Демокрита до наших дней". Вы можете приобрести книгу: https://vk.cc/9o2qig

-3

Только оригинальные материалы. © Автор публикаций исследователь истории и философии алхимии Ю. Ф. Родиченков.

Чем больше Вы читаете об алхимии, тем больше у Вас появляется вопросов? Может быть, найти ответы на некоторые из них Вы сможете в наших публикациях. Читайте другие статьи, посвященные тайнам алхимии.