В предыдущей статье https://zen.yandex.ru/media/id/5d897a145eb26800b11dbe16/predok-kirasy-matchast-15-5da239213639e600ae1ac8d6
я уже затрагивал тему бригандинных доспехов, а конкретно самую первую форму – бронированный налатник. В этой статье предлагаю поговорить о развитии доспехов данной конструкции, которая тем более примечательна, что привела к появлению самых совершенных доспехов человечества белых доспехов (лат, фулл плэйта, пластинчатого доспеха).
К доспехам бригандинного типа я отнес все конструкции, с бронеэлементами в виде пластин, вне зависимости от формы, размера и способа крепления, расположенными на изнаночной поверхности или помещенными между двумя слоями ткани.
Это уточнение не случайно, поскольку по мере совершенствования внешний облик и конструкция весьма значительно изменялись, пройдя путь от небольшого набора узких пластин спереди, до полных доспехов, которые от фулл плэйтов в классическом понимании отличала только тканевая основа.
По данным Блэра сам термин "бригандина" появляется во второй половине XIV в., к какой конструкции он относился достоверно не известно, однако это определенно была не пластинчатая куртка, так как в документах указывалось на имевшееся между ними различие, правда без пояснения в чем именно оно заключалось. С XV в. термин "бригантина" приобрел то значение, которое он имеет и по сей день. Использовалась эта конструкция на протяжении всего XVI в.
Такие бронированные налатники были в ходу вплоть до третьей четверти XIV в.
Следующим этапом развития доспехов бригандинного типа стала "пластинчатая куртка" (коат оф плэйтс), и хотя по покрою это жилет, все же в дальнейшем буду называть его именно так.
Первые упоминания о пластинчатой куртке приходятся на конец XIII в., хотя в широкое употребление он входит в первой четверти следующего столетия. Этот доспех, как правило, носили поверх обычной длинной кольчуги. Сложно сказать, почему существовала такая практика. То ли пластинчатая куртка была не достаточно надежна, то ли такова была дань традиции. Однако факт остается фактом: практика укрепления поддоспешников на локтевых сгибах и подмышках отдельными кусками кольчужного полотна, появится в XV столетии, а в XIV веке воинам приходилось таскать на себе самые тяжелые (но не самые надежные) за всю историю комплекты защитного вооружения, вес которых варьировался между 35 и 40 кг. Что как я писал уже здесь
превосходит вес готических и максимилиановских лат в полтора – два раза и подходит к верхней весовой границе доступной для человека.
Пластинчатые куртки значительно отличались по форме и размерам броне-элементов, а также по покрою. Археологический материал представлен главным образом находками обнаруженными при раскопках швейцарского замка Кюсснах разрушенного в 1352 г. и братских могил на месте битвы при Визби 1361 г. на острове Готланд.
В Кюснахе были найдены остатки трех пластинчатых курток. Геслеру удалось воссоздать две из них: одну успешно, вторую не полно. Третья не подлежала реконструкции.
Первая куртка состояла из наспинника и нагрудника, соединенных между собой на плечах бронированными лямками и шнуровкой на боках. Нагрудник был сформирован пятью полукольцами, охватывавшими торс спереди и с боков, а так же тремя пластинами образовывавшими ворот прикрывавший плечи и верх груди. Наспинник был короче и составлялся из четырех полуколец, верхняя часть как и у нагрудника состояла из трех элементов. Длина полуколец достигала 46-47 см, а ширина – 7 - 9 см.
Вторая куртка отличалась от предыдущей тем, что наспинник был составлен не из полуколец, а из одинаковых четырехугольных пластинок. Размер был примерно таким же как и у первой куртки.
При Визби были найдены двадцать четыре пластинчатые куртки, восемнадцать из которых имели одинаковый покрой, хотя и различались размещением пластин.
Вот какое описание дает им Клод Блэр:
"Все эти куртки, как и на статуе святого Мориса ( Маврикия ), представляют собой прямо-угольную накидку типа пончо, которая надевалась через голову. Передняя часть укреплена пластинами, слегка закругленными в районе горловины и пройм. На бедрах куртка укорачивалась, а в районе паха имела округлый выступ для его защиты. От бедер вокруг спины протягивался пояс, также укрепленный пластинами, который проходил поверх задней части пончо и застегивался ремешком с пряжкой в середине спины. В добавление к этому верхний край пояса имел кольца, в которые продевалась одна или две завязки в середине заднего полотнища. На всех куртках пояс и участок, защищавший верхнюю часть груди, имели вертикальные пластины, причем здесь обычно помещали три пластины, но иногда две или больше трех. Защита нижней части груди и живота имела разную конструкцию - она состояла либо из горизонтальных колец, либо из одного и более рядов вертикальных пластин. на одной куртке к оплечьям были прикреплены щитообразные пластинки".
Еще три куртки из братских могил, хотя относительно полно реконструированы из них две, имеют несколько отличную конструкцию, которая описывается Блэром следующим образом:
"Они состоят из нескольких слоев относительно небольших вертикальных пластин, защищавших всю спину и грудь и протягивавшихся по бокам; небольшие пластины защищали плечи, а края пройм были отделаны слоями выступающих тонких металлических чешуек. У одной из курток обе части соединялись в районе правого бока и правого плеча, у другой - в районе левого бока и на обоих плечах. И в том и в другом случае части куртки пристегивались друг к другу с помощью ремешков и пряжек".
Была найдена при Визби так же одна куртка, бронированная небольшими прямоугольными пластинами, с укрепленными чешуйками проймами, застегивалась она спереди.
Существовали так же варианты с застежками сзади. Подобную конструкцию можно видеть на датированной 1373 г. статуе святого Георгия в Праге.
или изображении с левитской скамьи в кафедральном соборе города Верден датированным 1360 - 1370 гг.
Примерно с 1340 г. вместо нескольких пластин для защиты верхней части груди появляется цельная, которая доходит до диафрагмы.
К концу 1350 - хх она разрастается и превращается в, укрепленный поверх основы, монолитный нагрудник полностью прикрывающий переднюю поверхность торса. Пластинчатые куртки с таким нагрудником можно видеть на статуе святого Георгия из Бамбергского собора, на изображении Иоганна фон Фалькенштейна в Арнсберге, Гессен, и на надгробии неизвестного рыцаря. Все эти источники созданы в период между 1360 и 1370 гг.
Ко второй половине XIV в. относят и бригандину из Таны.
Данная конструкция практически идентично вышеприведенным доспехам из Висби, однако имеет ряд индресных деталей:
- пластинки окаймляющие проймы рукавав
- пластинку с петлями и шкворнем на груди, которая предположительно служила для крепления цепочек, на которые подвешивались некоторые детали снаряжения.
(в последующих статьях мы поговорим о цепочках и о практике подвешивания на них вооружения)
В период между 1340 - 1350 гг. в широкое употребление входят приталенные бригантины. Первоначально основа доспеха суживалась только с боков профиль же оставался прямым.
Позднее, в 1360 - х гг. фронтальная и тыльная части доспеха на талии так же стали усаживаться по фигуре.
Введение приталенных бригандин было вызвано не только и не столько эстетическими вкусами заказчиков, а стремлением перенести часть веса на бедра.
К 1360 - 1370 гг., судя по мемориальным доскам Конрада фон Сайсхайма 1369 г. в Швайнфурт-ской церкви и Ральфа де Кневинтона в Эссексе, вместо цельной нагрудной пластины торс защищается, выполненным из одного листа, выпуклым округлым панцирем, он мог крепиться к изнанке или приклепываться поверх основы, ниже располагались ряды более мелких пластинок, а еще ниже к основе мог быть прикреплен кольчужный подол, впрочем вполне вероятно, что он нередко имел и бригандинную конструкцию. Куполообразный панцирь употреблялся до середины XV в.
Введение такого панциря подчеркивает талию, в итоге доспех приобретает силуэты либо Х - образный, с более резким переходом, либо в виде "песочных часов" когда переходы были плавными.
Уже в течение 70 - х гг. панцирь пластинчатой куртки совершенствуется, приобретая средин-ный гребень, о чем можно судить по изображению Берингера фон Берлихигена ( около 1377 г. ).
Пластинчатые куртки развитых форм продолжают употреблять, хотя все реже и реже и в XV столетии, пока постепенно стальные пластины не освобождаются от покрытия.
Бригандина
Посвятив статью доспехам бригандинного типа, странно было бы не сказать про давшую имя этому семейству конструкцию – бригандину.
Она представляет собой приталенный жилет с наклепанными изнутри небольшими пластинками, застежки которого могли располагаться как на боках, так и спереди или сзади.
Иногда бригантина имела воротник. Основа, к которой приклепывались пластинки могла изготавливаться из сукна или кожи. Сверху бригандины, часто покрывались дорогими тканями. В некоторых случаях, к примеру как на доспехе начала XVI в. принадлежавшем полевому полковнику Якобу фон Эмбсу, бригантина имела крюк для копья.
Судя по иллюстрациям к хроникам Фруассара, созданным в конце XV в. в течение указанного столетия широкое распространение имела практика комбинирования защиты бригантиной и пластинчатыми доспехами. Бригандина прикрывала торс воина, а конечности, шея и голова защищались латами. В некоторых случаях поверх бригантины, для защиты живота и низа спины надевали плакарт ( набрюшник ) и соответствовавшую ему наспинную пластину. Однако были, хотя по всей видимости существенно реже, случаи когда бригантиной прикрывали живот, а грудь и плечи защищались стальными листами, как это показано на картине Ван дер Гоеса ( около 1450 г. ) изображающей святого Виктора.
Схожей с бригантиной конструкцией был "джек" или "дублет", оба термина переводятся как "куртка" и могли использоваться так же для обозначения мягкого доспеха, поэтому я буду использовать словосочетание "бригантинный джек".
Конструкция этого доспеха представлял собой помещенный между двумя слоями ткани набор уложенных с горизонтальным и вертикальным перекрытием квадратных пластин со срезанными уголками и круглыми отверстиями в середине. Через эти отверстия пропускались шнурки, которые соединяли набор пластин и прикрепляли его к основам. Изнутри и снаружи всю поверхность покрывали образованные шнурками треугольники.
Сам доспех имел вид приталенного жилета с небольшим воротником. По всей видимости бригантинный джек появился в XVI в. и выходит из употребления в XVII в. вместе с бригантиной.
Итак, рассмотрев историю использования доспехов бригантинного типа коротко скажу в общем об их месте в эволюции рыцарского защитного вооружения.
Они зародились примерно в конце XII в. как носившийся под кольчугой набор пластин усиливающий защиту груди для боя на копьях. Затем набор переместился на изнанку налатника. Со временем пластины стали нашивать не на налатник, а на самостоятельную основу, они распространились по большей площади и укрупнились. Впоследствии, с одной стороны, они порождают конструкцию, которая уже не нуждается в укреплении на основе, так появляются "белые латы" из сплошных листов, а с другой стороны эволюционируют в доспехи с, наклепанными с изнанки, небольшими пластинками. Последние конструкции играли роль дешевого аналога первой.
Использованы иллюстрации Яндекс Картинок, кроме того иллюстрации взяты из материалов удаленного форума
https://legiondzr.unoforum.pro/?1-10-0-00000021-000-0-0
Спрашивайте и возражайте!
Подписывайтесь, ставьте лайки,
ну и если есть желание порадовать Угрюмого
Яндекс кошелек 4100110526699385