Некогда цветущий поселок городского типа был забыт и фактически брошен на два с лишним десятка лет. Вот как люди живут тут сегодня.
"Морские ворота Якутии", "самый северный аэродром подскока стратегической авиации СССР", "поселок городского типа на краю света", "четвертый в списке самых северных населенных пунктов РФ", "заполярная Припять", "в переводе с якутского — прибытие, встреча" . Поселок Тикси был основан в 1933 году на берегу моря Лаптевых. В месте со среднегодовой температурой в минус 17.8 градусов Цельсия… Зимой тут до -50, средняя температура самого теплого месяца, августа +3.6 градуса.
Попасть в Тикси непросто — навигация открыта всего три месяца в году, самолеты "Якутии" и "Полярных авиалиний" хотя и летают сюда из Якутска почти каждый день (после годового перерыва в 2012-2013 гг — военная летчики ушли, выключив навигационое оборудование), но далеко не всегда могут приземлиться из-за сильных ветров, дующих в поперечном к ВПП направлении. Автомобильных дорог нет — лишь зимой сюда можно доехать по зимнику.
Пока летают самолеты, все, кто сюда летит домой, тащат с собой продукты. В руках почти у каждого - по 3-4 упаковки на 30 яиц.
10 яиц в Тикси стоит 250 рублей, как и килограмм бананов. Двухлитровая бутылка CocaCola — 300 р, ровно как бутылка якутской водки (хорошо, что продают ее тут лишь после 14:00). Брендовый импортный алкоголь тут брать не стоит - высокий шанс нарваться на подделку.
Зарплаты тут при этом совсем не "московские" и не "нефтяные". От 8 до 50 тысяч у госслужащих и персонала гостиниц, порта, различных ГБУ.
Впервые бухту Тикси открыл (тогда, в 1878 году, он назвал ее бухта Горелая), будущий адмирала русского флота, лейтенант Петра Анжу, который в 1823 году по результатам исследования побережья между реками Оленек и Индигирка и Новосибирских островов обозначил эту бухту как Тикси. Позже шведский исследователь Нильс Норедшельф, в 1878-79 годах доказал возможность с одной зимовкой попасть Северным морским путем из Атлантики в Тихий океан. Расчеты по созданию северного порта Тикси были выполнены ученым Ф.А. Матисеном в разгар гражданской войны — в 1919 году. Потом была хорошо известная экспедиция О.Ю. Шмидта, прошедшего Севморпуть на ледокольном пароходе "Александр Сибиряков" в рамках одной навигации.
В итоге в двадцатых -тридцатых годах в СССР стартовала массовая постройка судов ледового класса и ледоколов. Вдоль северных рубежей строились метеостанции, станции связи, аэродромы полярной авиации. Все это было и в Тикси, в 1939 году получившему статус поселка городского типа. Думаю, нет нужды говорить, что в те годы покорение Арктики имело точно такое же стратегическое и политическоее значение, как покорение космоса 30 лет спустя.
В военные годы в Тикси формировали военные арктические конвои. В 1957 году запустили уникальную полярную геокосмофизическую лабораторию. В порту и на аэродроме, чья полоса длиной более 3 км была способна принимать любые большие самолеты (например тут базировались ТУ-95МС) кипела яркая и сытая жизнь. Но как и везде в СССР, в конце восьмидесятых в Тикси все пошло не так. За десять лет число жителей сократилось с 11649 человек более чем вдвое (а на самом деле — еще намного больше).
В период безвластия и забытия большая часть военных объектов была покинуто и "разморожено", большая часть жилых домов заброшена, как в самом Тикси, так и в соседнем военном поселке Тикси-3.
Обустроенные на свайных фундаментах толстостенные дома разделены на несколько секций для лучшей теплоизоляции, все коммуникации — в коробах над землей, под которой — вечная мерзлота. В центре поселка все дороги - без твердого покрытия, по бокам стоят полуразрушенные дома первой очереди застройки.
Из современных зданий, построенных в 70-80 гг, значительная часть заброшена полностью или частично — в каждом обитаемом доме есть брошенные квартиры, этажи или целые подъезды.
Короба на окнах — "холодильник Арктика". Вместо кошек у мусорных бачков пасутся жирные чайки.
На протяжении 20 лет, жители Тикси были фактически предоставлены сами себе (ведь когда не летала авиация, связь с материком была лишь несколько месяцев в год, да и то - с переменным успехом). И эти люди научились выживать в условиях ужасного климата и отсутствия транспортного сообщения.
Разумеется, первыми в расход пошли брошенные части и дома, где можно было чем-то поживиться. И по сей день по ночам на заброшенных объектах в тундре кипит жизнь — работают болгарки, кто-то тащит "зилом" из под земли ржавые трубы, чтобы укрепить ими гараж. Потому что такая жизнь, винить людей за это считаю неправильным. Мы с вами делали бы то же самое, если бы вообще выжили тут.
Ржавого металла вокруг поселка до сих пор немало, но, по словам местных жителей, по сравнению с девяностыми его стало в разы меньше.
Белые буквы "Слава Октябрю" на горе Лелькина (местные зовут ее Лялькин Пуп) над бухтой — топливные бочки, которые сварили между собой и облили белой краской по случаю важного юбилея. ПОднимали на гору их вертолетами.
Останки автомобилей и гусеничных вездеходов встречаются почти везде, в грузовом порту есть и обособленное кладбище техники, свидетельствующее о былом величии поселения.
Яркие, краски смерти: лоскуты охры на ПАЗ-672 и голубые на ЗИЛ-130.
Полузатопленные остова кораблей…
Впечатлений добавляют агитационные плакаты времен СССР и туман.
Кажется, что нет ни перемен, ни надежды, одно лишь отчаяние.
Хотели бы тут жить? А местным нравится - уезжать не все хотят. "Здесь красиво, да и люди тут прямые и честные, всегда скажут, что думают, и никогда в беде не бросят — не дадут встать на колени", отвечает местный житель 26 лет от роду.
Зачем люди тут остались? Несмотря на суровый климат, у местных жителей больше свободы (и ржавых труб для гаражей), чем можно унести; они живут единым сообществом, им не нужно никуда торопиться, контроля за ними гораздо меньше, чем у нас, да и какая-никакая работа всегда найдется (в основном, вокруг перевозки командировочных, а также продуктов и товаров с теплоходов и сухогрузов). А что уж говорить про рыбалку… А недостаток солнца вполне восполняют УФ-лампы в квартирах. В холодильнике — рыбий жир и сливочное масло в жестяных банках, годовой запас замороженного муксуна или осетра. У каждого зажиточного тиксинца во дворе стоит морской контейнер — своеобразный гараж или склад "хабара".
Но не все так ужасно в Тикси, как может показаться. Переосмысление значения Севморпути и разведка в Арктике новых запасов нефти приносит в Русский Север новую жизнь. За это лето в Тикси открылось три кафе — невиданное по местным меркам разнообразие. Даже суши есть! Действует современный КСК — культурно спортивный комплекс, тут есть спортзалы, качалка, кинотеатр. Можно подключиться к спутниковому интернету (по 2р за мб).
В Тикси и Тикси-3 возводятся новые инфраструктурные и военные объекты, а также новыежилые дома. По всему городу монтируется светодиодное освещение. Неспешно вывозят ржавый металл и разбирают старые постройки (пока только военные). Совместно с японской компанией введены в строй ветроэлектростанции (их совокупная мощность составит 3.9 МВт).
Сформированы новые части ПВО и других направлений. Ввезено оставлено более 1000 тонн продовольствия и военной техники. Население Тикси в ближайший год-два увеличится как минимум на тысячу человек.
Так что в Тикси есть не только отчаяние, но и надежда.
Текст и фото: Артем Ачкасов. Фото сделаны на Olympus OM-D E-M1 Mark II
Продолжение следует! Читайте также предыдущие части рассказа о моем путешествии по Якутии с проектом "72 Широта" на вездеходах в августе-сентябре 2019 года: