Ни государственно-монополистический капитализм (ГМК), ни научно- техническая революция (НТР) не представляют собой совершенно новых явлений, и тенденция к сращиванию исполинских монополистических объединений с аппаратом государства в единый механизм ГМК и основные достижения науки и техники, составившие основу НТР, выявились еще в начале XX века.
Однако совершенно новым стало систематическое соединение государственно- монополистического капитализма с научно-технической революцией.
Они не просто совпали по времени, а между ними существует причинно-следственная связь.
Огосударствление все новых предприятий и отраслей хозяйства, всесторонний доступ монополий к государственному бюджету дали возможность финансирования открытий НТР.
С другой стороны, научно-техническая революция требует государственного регулирования, ибо связана с осуществлением долгосрочных программ, на финансирование которых частный предприниматель не пойдет.
Одним из факторов, ускоривших соединение ГМК и НТР, стал рост государств социалистического содружества.
Если сравнить Соединенные Штаты Америки, на которые падает около половины промышленного производства империалистического мира, и Советский Союз, выпускающий больше половины индустриальной продукции социалистического лагеря, то оказывается, что полвека назад, в год образования СССР, соотношение по этому показателю между двумя государствами было 35:1 в пользу США, накануне второй мировой войны оно сократилось до 3:1, а в 1971 году стало 1,3:1.
Понятно, что при стремительном росте экономики социалистических стран правящие круги империалистических государств заботятся уже не только о том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для извлечения максимальных прибылей, но и для ускорения темпов экономического развития в целом, для форсированного создания новых, перспективных отраслей, то есть для внедрения достижений НТР.
«Монополии широко используют достижения научно-технического прогресса для укрепления своих позиций, для повышения эффективности и темпов развития производства, для усиления эксплуатации трудящихся и их угнетения»
Характерны признаки перестройки всей пирамиды капиталистического производства в соответствии с требованиями НТР:
1) создание новой структуры энергетической базы промышленности, где все более заметную роль играют атомные электростанции;
2) переключение индустрии на новую сырьевую базу, главным образом за счет химии полимеров, пластмасс, смол и волокон, заменяющих металлы, дерево, камень и т. п.;
3) автоматизация производства;
4) кибернетическая система управления и т. д.
В результате НТР изменилась роль рабочего. В процессе производства от него требуется не только физическая сила, выносливость и профессиональная сноровка, но прежде всего образованность на уровне средней школы, способность к принятию решений на основе общих и профессиональных знаний.
Эксплуатация становится все более изощренной и маскированной. Поэтому государство вынуждено выделять из своего бюджета известные средства на образование, здравоохранение и социальное страхование.
Основное противоречие капиталистической экономики — общественный характер производства и частное присвоение его результатов — углубляется в условиях НТР до предела.
Внедрение научных и технических открытий требует создания гигантских производственных комплексов, всесторонних и все более интенсивных взаимосвязей в области технологии, материального снабжения, увеличения капиталовложений, изменения политики найма, управления,
А государственно-монополистическое регулирование производства и распоряжение его результатами есть выражение частной формы присвоения всех плодов труда общества горсткой финансовых олигархов.
Главный классовый антагонизм буржуазного общества — между трудом и капиталом — в условиях государственно-монополистического регулирования процесса внедрения результатов НТР и распределения ее плодов также достигает крайней степени напряжения.
Тенденция к увеличению удельного веса умственного труда в процессе производства требует все более разностороннего развития личности рабочего, а капитал стремится его ограничить, к тому же оказываясь не в силах удовлетворить растущие духовные запросы рабочего класса.
Это вызывает рост недовольства трудящихся, его «радикализацию», а также усиление революционных настроений в среде производственной и научно-технической интеллигенции, студенчества, крестьянства и фермерства.
В результате рабочий класс оказался центром притяжения всех прогрессивных сил, а марксистско-ленинские коммунистические партии становятся подлинным авангардом антиимпериалистических коалиций.