За огромной пластинчатой камерой, наполовину спрятанной под тканью, предназначенной для предотвращения обратного падения света, человек в шляпе, белой рубашке и галстуке-бабочке сидит в конце декабря 1922 года. Много метров под землей, в 3245-летней погребальной камере, он занят записью картины эпохи, о которой, до нескольких дней назад, у кого-то были только смутные идеи или их не было вообще. Именно изображения этого фотографа позволили отныне миру принять участие в сказочном открытии сокровища Тутанхамона - изображениях Гарри Бертона.
Незадолго до этого телеграмма из Каира прибыла в Нью-Йорк. После многих лет исследований Говард Картер обнаружил могилу, которая, согласно современному научному мнению, не может существовать. Столкнувшись с самой грозной документальной задачей, с которой когда-либо сталкивался археолог, британец обратился за помощью к Манхэттенскому столичному художественному музею, известному своей выдающейся коллекцией Aegyptiaca. И тогда куратор египетского отдела предложил ему телеграммой услуги его домашнего фотографа: «Рад помочь всем. Пожалуйста, избавьтесь от Бертона и всех наших сотрудников. "
18 декабря Бертон делает свои первые снимки в прихожей могилы фараона. И так будет частью истории на следующие одиннадцать лет, которая, как позже отмечает сестра лорда Карнарвона, «как начинается волшебная лампа Аладдина и как кончается греческая легенда о Немезиде».
Могила Тутанхамона: забытая и забытая рейдерами
Время великих открытий в Долине Царей, похоже, давно прошло. В течение трех тысячелетий здесь копались бесчисленные люди: могилы-грабители, священники, исследователи. Долина полна нагроможденного мусора между раскопанными могилами. Можно подумать, что каждая песчинка уже просеяна несколько раз. Говард Картер не боится Он хочет реализовать идею, основанную на небольших, казалось бы, незначительных находках его коллеги Теодора Монро Дэвиса.
Несколько лет назад он обнаружил под скалой чашу из фаянса с именем фараона Тутанхамона - рядом с ней несколько глиняных печатей и в могильной шахте разбитый деревянный ящик, золотые детали которого также носили имя этого короля. Поэтому Дэвис пришел к выводу, что шахта должна быть могилой короля.
Картер видит это по-другому. Осенью 1917 года он хочет вырыть скалу и поставить ее первым с большого треугольного поля, отмеченного могилами Рамзеса II, Меренптаха и Рамзеса VI, каждый из которых находится на расстоянии около 60 футов друг от друга. У подножия открытой гробницы Рамзеса VI. Он быстро прибывает, как он пишет позже, «в ряд рабочих хижин, построенных на огромных кучах кремня, поскольку в долине они всегда являются признаком близости могилы».
Однако ведь туристы продолжают посещать гробницу Рамзеса VI. Картер решает удалить оставшуюся область треугольного поля слой за слоем.
Таинственные шаги ведут к могиле фараона
Проходят годы, но урожайность крайне низкая. После долгих колебаний британец решает провести одну последнюю зиму в долине. На этот раз он копает у подножия гробницы Рамзеса VI. на месте, которое он оставил пятью годами ранее. И он обнаруживает каменную ступеньку в скале под фундаментом первой рабочей хижины. Тогда больше этапов. Как только появляется двенадцатый шаг, «становится видимой верх запертой, покрытой ступкой и запечатанной двери», говорит Картер.
Он стоит у входа в самую богатую королевскую гробницу, которую археологи когда-либо обнаружат в Египте. Он быстро открывает дверь, убирает мусор из коридора длиной 7,60 метра, встречает вторую запечатанную дверь и, наконец, стоит в прихожей. Грабители могил, которые были здесь раньше, по-видимому, украли только часть сокровищ.
18 декабря 1922 года вызванный Гарри Бертон делает первые обзорные снимки в прихожей. То, что он видит через объектив, похоже на сон: огромное изобилие золота и драгоценных камней, кресло с золотым троном, золотые подрамники, вазы из алебастра, причудливые головы животных и две большие черные статуи с золотым священным змеем на лбу. И между другой запечатанной дверью.
Картер подозревает, что позади есть еще камеры, но он решает двигаться медленно. Ранее он закрыл гробницу, чтобы обратиться за советом к экспертам, обсудить лучшие варианты сохранения или расширить свое техническое оборудование.
Кроме того, местоположение каждого отдельного предмета должно быть сначала задокументировано в прихожей. Эксперты со всего мира приехали в долину для оценки и разоблачения находки. Никогда еще не было такого образцового международного сотрудничества в истории науки.
Гарри Бертон является частью команды раскопок вместе с одиннадцатью другими специалистами. В эссе New York Times он пишет: «Мало кто осознает важность фотографии в археологическом поиске улик, но без них большая часть смысла будет полностью потеряна, а некоторые детали никогда не будут замечены». У Картера, который труден и У него есть терпеливый покровитель, который пишет о работе: «Самая важная вещь была фотография».