В наши дни считается дурным тоном опираться на источники давностью более чем 15 (лучше — 10) лет. Слишком быстро всё меняется в научном мире, открытия сыплются как стрелы из лука оскорблённого Аполлона. Увы, в нашей стране в том, что касается истории, к устаревшим данным относятся намного терпимее. Здесь нетрудно встретить тех, кто всерьёз полагает актуальными представления о классической древности, бытовавшие в XIX веке, не говоря уже о поколениях, взрощенных на марксистских учебниках, общеизвестных своим своеобразным отношением к реальности.
В былые времена было принято принимать первоисточники за чистую монету и «написанному верить». Сейчас уже известно, что они пропитаны пропагандой, от которой тексты древних авторов следует старательно отжимать. Наконец, археология, ранее находившаяся в зачаточном состоянии, очень изменила подход к изучению того, как жили древние. В итоге наше понимание античного мироустройства изменилось кардинальным образом. Это касается великого множества аспектов их жизни, начиная с рабства, которое было вовсе не таким страшным, каким его рисовали европейские авторы ушедших времён, которые на самом деле попросту проецировали на древних то, как сами обращались с теми же неграми, и заканчивая боями гладиаторов.
Впрочем, хорошо, если основой для представлений об этих боях стали устаревшие научные данные. Пожалуй, это слишком оптимистичный подход, ведь о том, как сражались гладиаторы, люди предпочитают узнавать из голливудских постановок или схожих с ними в плане источников произведений, таких как картины ушедших эпох. Не отменяя гениальности того же Жерома, нельзя всё же не приложить к лицу сразу всю пятерню, поглядев на то, на что опирался он, когда писал своё полотно «Пальцы вниз»: на пару-тройку заржавленных шлемов, очень вольно понятые первоисточники, и на бульварную прозу. В итоге родился тот самый популярный образ: бесправные рабы, брошенные на арену, где вынуждены сражаться насмерть на потеху толпы, которая безумствует, вдыхая запах крови, и требует лишь двух вещей: хлеба и зрелищ.
Они обречёны на поражение в своей схватке со смертью с самого первого своего шага на песок (harena, отсюда и происходит слово «арена») амфитеатра. Победители попирают ногами побеждённых и направляют свой взор на императора: окончательное решение за ним. Жизнь от смерти отделяет лишь направление пальца…
К тому, как на самом деле проходили бои гладиаторов, это всё имеет минимум отношения. Причём все эти заблуждения отвергнуты уже довольно давно, однако все так привыкли к старым и удобным взглядам, что повернуть своё восприятие они могут лишь с оглушающим скрипом. Скажем, создателям фильма «Гладиатор» (2000) было прекрасно известно, что снимают они далёкое от историзма кино, однако опросы показывали, что люди жаждут рек крови, а реалистичная версия нимало их не интересует.
Впрочем, эти ожидания людей родились много ранее, они настаивались в ходе множества веков неверного восприятия Античности. Всё дело в том, что многое из того, что мы полагаем повседневным, было совершенно чуждо человечеству всё то время, что разделяет нас и падение Рима. Лишь в самое недавнее время мы переоткрыли то, что было нормой вещей и для древних: демократию и национализм, сексуальную раскрепощённость и многоэтажки, трусы и сложную литературу, и, наконец, массовый спорт. Поэтому эти понятия описывались с суеверным ужасом, и тот же азарт болельщиков в средневековой интерпретации считался примером, подумать только, дикого варварства и языческого безумства античного человека. По своей сути это были попытки больных людей рассуждать о здоровых.
Как уже упоминалось, на самом деле бои представляли собой обыкновенный спорт. Бои, напоминавшие современное фехтование, устраивались для набора популярности кандидатами в сенаторы. Двое сражавшихся, крайне редко больше, примерно равных по уровню и количеству побед (что напоминает весовые категории нынешних спортсменов) бились затупленным оружием до первой крови, соблюдая строгие правила, за которыми следил судья, который по необходимости объявлял таймаут или вовсе заканчивал бой. Бои проходили в амфитеатрах, которые стали чем-то вроде символа романизации (Futrell, A., Blood in the Arena: The Spectacle of Roman Power (Austin: University of Texas Press, 1997) 53-76). Всего было построено около 200 каменных амфитеатров по всей Империи и ещё 200 были переделаны из других зданий. Помимо боёв, арены также знали другие типы зрелищ: венацио, или травлю зверей, и массовую казнь преступников.
В случае этих двух последних действ и правда творилось смертоубийство (именно осуждённым принадлежит фраза Ave, imperator, morituri te salutant, и нет никаких данных, что её говорили простые гладиаторы), и с тех пор мало что поменялось: коррида имеется и в наши дни, а осуждённых на смерть отправляют на Марс. Гладиаторы со зверьми не сражались, им кидали лишь негодяев.
Гладиаторов не убивали, их берегли. Причины этого были более чем банальны и заключались в сверхвысокой стоимости гладиаторов: 1-2 тыс. сестерциев пришлось бы заплатить за очень хорошего гладиатора и от 3 до 15 тыс. за первоклассного; на четверть сестерция можно было купить 2 кг хлеба или 1 кг мяса. Поэтому бои на смерть были редчайшим делом, требуя совершенно диких затрат. В обычное время за здоровьем гладиаторов следили самым тщательным образом, к ним были приставлены врачи, например, знаменитый анатом Гален. Анализ останков гладиаторов с кладбища в Эфесе говорит о том, что за ранеными ухаживали чуть ли не лучше, чем за многими благородными патрициями, их раны заживали, а сломанные кости срастались (Grossschmidt K., Kanz F., Head injuries of Roman gladiators (Forensic Science International 160 [2006] 207–216)). Кормили их замечательно, в основном бобовыми и злаками, выращивая защитный слой жира на животе. Сражались бойцы не чаще, чем современные боксёры, 2-3 раза в год.
Рабы сражались на арене для того, чтобы доказать, что достойны стать римлянами хотя бы по праву сильного. И очень нередко им даровалась свобода, но и получив её, уже став вольноотпущенниками, они нередко вновь возвращались в амфитеатр. Так, известнейший гладиатор Фламма заслужил свободу четырежды, а легендарный Спартак к моменту своего восстания давно уже был свободным и был чем-то вроде инструктора. Впрочем, гладиаторами становились не только рабы, преступники и негодяи. К концу республики свободные люди (их называли auctorati, «добровольцы») составляли не менее 50% бойцов. Чаще всего это были отслужившие солдаты, вольноотпущенники, выходцы из социальных низов, и даже аристократы. Среди них встречались женщины, которых называли gladiatrix. Статус свободных гладиаторов был столь же низок, сколь и у обычных, на это они соглашались сами, давая унизительную клятву гладиатора (Malam, J., Gladiator: Life and Death in Ancient Rome (London: Dorling Kindersley, 2002) 38-9).
Для античного человека социальный статус был всем, и тем не менее они соглашались на его утрату в обмен на карьеру гладиатора, ибо выгоды от неё стоили того, включая в себя славу, деньги и сексуальный интерес к ним. Подобно современным спортсменам, гладиаторы собирали вокруг себя фанатов и почитателей, которые ими восторгались и восхищались, в особенности, как считается, это касалось женщин, для которых бойцы были настоящими секс-символами, что описывают многочисленные граффити, одно из которых называет гладиатора Келада suspirium puellarum, «объектом воздыхания девушек», кровь бойцов считалась панацеей против импотенции, а пот сильнейшим афродизиаком, который собирали в ёмкости и продавали за немалые деньги.
Мужчины также неизменно уважали гладиаторов, считая их эталоном военной дисциплины, смелости, морали, завидуя их полной самоотдаче попыткам завоевать славу перед лицом смерти. Гладиаторы во многом напоминали современных знаменитостей, и точно также светились в рекламе различной продукции, что показывают нам различные фрески.
Всё это, однако, не мешало римлянам одновременно презирать бойцов, словно распроследние отборсы (Barton, C., The Sorrows of the Ancient Romans: The Gladiator and the Monster (Princeton: Princeton University Press, 1993) 11-46). Гладиаторы продолжали считаться низами общества, социальными отщепенцами, изгнанниками.
Их презирали за то, что они развлекают толпу, их деятельность почиталась наравне с той, которой были заняты самые низкие преступники. Причиной этому была близость гладиаторов к смерти, а смерть была тем, что так ненавидели греки и римляне. Вместе с тем они глубоко почитали тех, кто встречался со своей смертностью и превозмогал её за счёт своей смелости и умения. Именно это так ненавидели в гладиаторских играх ранние христиане, которые к смерти относились совсем иначе. Вместе с тем именно низкий статус гладиаторов вдохновлял римлян: раз уж отбросы показывают такие чудеса мужественности, то простые люди должны быть хотя бы не хуже.
На аренах творился вовсе не беспредел. Напротив, происходящее там подчинялось строгому своду правил, за которым скрупулёзно следили рефери-судьи, которых можно наблюдать на многочисленных мозаиках. А надпись на надгробии гладиатора Диодория рассказывает, что если гладиатор ронял оружие, судья останавливал бой. То же происходило, если в воздух поднимался палец… самого гладиатора, признавшего себя побеждённым (sublato digito). Образ же толпы, решавшей направлением пальцев судьбу проигравшего, и императора, к воле этой толпы прислушивавшегося, полностью выдуман.
Смерти вообще были редчайшим событием, лишь 1 из 10 гладиаторов погибал (снова Малам, 46–9). А всё потому что как правило гладиаторы сражались тупым оружием. Чтобы вооружить их заострённым и/или отправить на бой до смерти, требовалась специальная имперская indulgentia (Gladiatorial Combat The Rules of Engagement (M. J. Carter, Classical Journal, 102.02 [2006/07], 97-113)). Чаще всего гибли от случайности или от воспаления царапин.
На останках гладиаторов практически отсутствуют присмертные повреждения, которых немало, например, на телах, которые обнаруживают на местах средневековых баталий; это также доказывает наличие очень строгих правил, от которых не отступали (это снова Grossschmidt). Также почти нет следов от укусов животных, что говорит о том, что погибших хоронили сразу, а не бросали гнить. Известных же гладиаторов и вовсе погребали с большой пышностью, а их надгробия становились местом паломничества фанатов.
Если вам понравился материал, будет рады если вы подпишитесь на канал, оставите комментарий, а так же поставите лайк! Ваше мнение крайне для нас важно!