Конкурентоспособность продукции местного малого бизнеса в значительной степени достигается за счет низкой стоимости и, следовательно, таким фирмам не так уж и необходимо совершенное владение навыками международного маркетинга.
Значительную часть экспорта малого бизнеса в страны Юга составляет продукция народных промыслов. К ним относятся, в частности, ремесла, в которых используется ручной труд и специальные навыки местного населения, специализирующегося на традиционных изделиях искусства, фарфоре и глиняной посуде, керамике, инструментах и многом другом.
Такая продукция обладает значительным экспортным потенциалом (поскольку является относительно трудоемкой, а затраты на рабочую силу невелики) и пользуется особой популярностью у многих иностранных туристов.
Внешнеэкономическая деятельность малых предприятий Японии весьма специфична.
Прежде всего, необходимо отметить фактическую биполярность деловой активности японского частного сектора: с одной стороны - национальность МСП, а с другой - известные универсальные торговые и промышленные корпорации.
Тесные отношения сотрудничества между этими двумя полюсами находят положительное отражение в международном функционировании обеих сторон.
Таким образом, МСП имеют возможность воспользоваться преимуществами каналов сбыта и сбыта мощных ТНК для выхода на внешние рынки.
Кроме того, так называемый "пассивный" экспорт имеет место при экспорте продуктов THC, состоящих из комплектующих, деталей и узлов местных мелких кооперативных производителей.
Для крупных корпораций положительная сторона такого взаимодействия заключается в снижении издержек за счет субъектов малого и среднего предпринимательства, в первую очередь, за счет низких закупочных цен на комплектующие изделия.
Основной причиной снижения цены является значительно более низкая заработная плата работников МСП по сравнению с ведущими японскими корпорациями.
Так, средняя заработная плата на предприятиях с численностью занятых 100-499 человек составляет 48,5% от уровеня оплаты труда на предприятиях с численностью занятых более 500 человек; с численностью занятых от 30 до 99 человек - 65 %; с численностью занятых от 5 до 29 человек - 56%.
Таким образом, в Японии традиционная система деловых отношений представляет собой сложную многоуровневую систему субподрядных отношений, позволяющую небольшим фирмам сосредоточиться на специализации производства, использовании крупных технологий компании, чтобы продавать продукцию через продвинутую торговую сеть ТГК, которая помогает им избежать острой проблемы поиска ниши, укрепляет их конкурентные позиции в борьбе с подобными компаниями. Кроме того, транснационализация местных крупных производителей часто предпринимает соответствующие действия со стороны мелких субподрядчики.
Например, многие малые и средние предприятия Японии, производящие автозапчасти и прочие компоненты, начали или перенесли свое производство в США после открытия производственных филиалов крупными отечественными автопроизводителями.
С учетом вышеизложенного, содержание, темпы и условия интернационализации малого бизнеса имеют большое значение для процесса глобализации мировой экономики.
МСП вносят свой вклад в процесс усиления экономической взаимозависимости стран и регионов, переплетение их экономических комплексов и экономических систем.
Таким образом, на долю МСП приходится около 10-20% мирового рынка.
Малые предприятия, будучи активными субъектами инновационной деятельности и проводниками научно-технического прогресса, тем самым катализируют развитие глобализации.
Внедрение ними новейших информационных технологий и систем электронной связи вызывает рост мировых коммуникационных сетей. Их научно-технические достижения способствуют сокращению затрат на осуществление межгосударственных и межфирменных хозяйственных контактов.
По данныим американского профессора Овенской высшей школы менеджмента при Вандербилтском университете P.Oливера, большинство современных новейших технологий были и продолжают сначала разрабатываться и коммерциализироваться в малых организациях, где работают примерно 50% выпускников научных, инженерных и технических специальностей.
Малому бизнесу уделяется все больше внимания со стороны большого количества государств, находящих проявление в существенном улучшении доступа мелких производителей современной информации, новейших технологий и кредитов.
За счет такой поддержки малые предприятия активизируют деятельность на внутреннем рынке и выпускают конкурентоспособную продукцию, ускоренными темпами распространяется на мировом рынке.
Интерес к развитию малого предпринимательства вызванный осознанием его общей значимости в экономическом росте и решении социальных проблем, что особенно актуально для переходного состояния экономики.
К таким функциям малого бизнеса можно отнести:
- ослабление монополизма, активизация конкуренции и сти- мулювання хозяйственной активности;
- улучшение состояния занятости ;
- насыщения национального рынка и активизация потребительского спроса;
- содействие структурным изменениям экономики и катализация эко- номической развития;
- повышение деловой активности населения и создание но- вой социального слоя предпринимателей-собственников, которые обеспечивают стабильность общества и с социальной базой проведения эко ских реформ и др.