Найти тему
💎Вздорный киник

Кант об аналитических и синтетических суждениях

Мейндерт Хоббема, Лесной пейзаж
Мейндерт Хоббема, Лесной пейзаж

Как бы выглядело для нас изучение мира, если бы мы не выделяли общие черты вещей, которые познаем? Представьте себе, чего бы стоило иметь отдельное представление о каждой вещи так, чтобы, обнаруживая другую похожую вещь, не осознавать ее похожесть?

Именно способность выделять общее и необходимое исследовалось Эммануилом Кантом. Такие знания называются априорными, вне опыта, хотя и могут выделяться из него.

Кант исследовал два вида суждений: аналитические (более априорные) и синтетические (менее априорные, больше связанные с личным опытом).

"Первые (аналитические) можно было бы назвать поясняющими, а вторые (синтетические) - расширяющими суждениями".

Например, преступник - тот, кто переступил закон. Из этого понятия мы не можем извлечь ничего нового, оно уточняет и оно аналитическое. 

Другое понятие: преступник - так называются убийцы, воры, грабители (Чехов, «Задача»)- дает нам новое знание, но не является точным, так как все иные преступники перестают быть таковыми. 

Аналитик может высказать мысль о том, что любой человек, передавший телефон знакомого другому человеку - преступник, так как он нарушил закон 152-ФЗ "О персональных данных" (передал данные третьему лицу  без согласия). И в сущности он будет прав.

Хотя общество и будет против такой трактовки, однако в некоторых кругах понимают, что такие действия (передача другому номера телефона без согласия) не являются "культурными" и положительными, ведь они могут создать проблемы.  Следовательно, такие действия должны быть ограничены законом и станут менее воспроизводимы.

При синтетическом подходе нам придется ограничивать каждое действие,  которое может привести к негативным последствиям. И хотя новые технологии могут обеспечить такое ограничение, разобраться в таком законодательстве едва ли  будет возможным.

Похоже, что способность выделять априорные знания, обобщать сложные структуры - это одно из оснований нашего разума. Возможность, которая делает нас разумными.

Статья четвертая из цикла по труду Иммануила Канта "Принцип чистого разума".

Предыдущая статья цикла: "Как находить истину с помощью идей Канта"

Помочь каналу - репост в соц.сетях.

Поблагодарить - 👍