Найти тему
Алексей Павлов

«Тёмное царство» гибнет на наших глазах… Готовы к мистическому путешествие в август 1917 года?

Цитата из книги Алексея Павлова "Странные события в Сухаревой башне"...

«— Пусть будет по-вашему, Никодим Харитоныч! Послушаем ваше буржуазное искусство. Только не кричите громко: оглохнуть можно. Посидим тут, в тенёчке, отдохнём у вас — убегались с утра.

— Господа, господа! — снова надрывно начинает Никодим Харитоныч. — «Тёмное царство» гибнет на наших глазах... Знаете, о чём я? — тихие звуки оркестра становятся ритмичным фоном в духе Бейна Вольфкайнда , на который веско ложатся слова усатого. — Многовековой гнёт Романовых исчез, истаял в одночасье: сегодня бывший царь с остатками челяди в Тобольске, в ссылке. Сколько лет мы ждали свободы! Что идёт нам навстречу, из темноты? Закройте на миг глаза — и ощутите... А я вам расскажу. Это, друзья мои, как чёрный поезд: вы его только слышите, когда он издалека приближается к погружённой в тишину станции. Чёрная махина разгорячённого паровоза наконец вползает в поле вашего зрения. Поначалу железная машина похожа на детскую блестящую игрушку. Но чёрный предмет становится всё ближе и ближе: вы видите горящие фонари, надписи густо-красным, вертящиеся огромные колёса; за паровозом тянутся самые чёрные вагоны. Поезд останавливается. Судорожный скрежет рельсов, шипение пара, подрагивание почвы — всё тает внутри нескончаемой тишины. Никто не выходит из вагонов. Не видно ни машинистов, ни пассажиров. Вам становится не по себе: холод, утро-то раннее, — и вы одни на платформе, как в чудесном сне; даже ночной летний туман не успел окончательно рассеяться — он скользит клочьями, дымкой вокруг. Вдруг на чёрном пыльном железе вагона проступает едва различимая, тоже тёмная, надпись — «Гроза» . Да-да, заглядывая в пыльные окошки, вы заметите силуэты людей, застрявших в далеком, допетровском, прошлом, — людей, живущих «Домостроем»: никаких тебе европейских одежд, только тьма невежества, «жестокие нравы», «красота-то ведь погибель наша», густые бороды, иконы, ладан, лампады. Эти пассажиры-тени прячутся в глубине. Сонные, они боятся утреннего света, себя и друг друга; ненавидят и завидуют. У окна же будет твёрдо стоять одинокий и бедный Кулигин: он деятелен, умён, добросердечен, но тоже позади своего времени, совсем не так, как другие тени вагона, — он приотстал лишь на сотню лет. Кулигин напомнит вам о загадке вечного двигателя — человеческой любви — и укажет на бледную утопленницу Катерину с дощечкой на груди, там вы прочтёте: «Я аморальна. Я больше не могу летать, как птица. Гроза убьет меня. В омут!» Кулигин намекнёт вам о сакральной жертве Катерины, которая поднимет из водных глубин «Русскую Атлантиду» — град Китеж; в нём будут жить чистые сердцем и душой. «Вы слышите колокольный звон со дна озера?» — интересуется механик-самоучка. Конечно, от таких странных видений вы отшатнётесь — и, если в вас живёт вера, перекреститесь, надеясь, что другой-то вагон будет не столь ужасен. Вы идёте к другому чёрному вагону и уже ищете тайную надпись. Она проступает для вас — «Преступление и наказание» . Вы криво усмехаетесь. Ничего, кроме школьных книг! И все нездоровые! Так скажете вы себе. Действительно, бледный голодный студент, в исковерканной круглой шляпе, которую называет «пальмерстон», маячит у окна в угрюмой задумчивости. Он, мечтатель-убийца, смотрит своими замечательными глазами далеко, за линию горизонта, и вряд ли заметит вас. Он ли тот избранный, что призван избавить мир от зла, въевшегося во все поры? Он станет спасителем человечества? Бога нет, считает Раскольников, а заповеди — сказки для муравейника. Какие ещё муки совести? «Проверим сегодня? Если эксперимент удастся, то завтра же, не мешкая, приступим к переделке всего мира? На развалинах напоённого мерзостями и нечистотами Вавилона выстроим Новый Иерусалим?» — спрашивает Родион Романович, доставая топор и содрогаясь. Вы правы: лучше держаться как можно дальше от параноиков. Хватит уже! Остается третий вагон. Он наглухо опечатан аккуратными немцами. С виду в нём нет художеств, нет пронзительной мечты. Это троянский железный чёрный ящик, спрятавший в своем чреве сверхчеловека, новую расу? Нет, господа, ничего этого не увидите в нашем цирке! Считайте, что это вам почудилось. Вздохните спокойно… День сегодня чудесен! Сад вокруг великолепен! Светит приятное августовское солнце. Давайте будем наслаждаться жизнью! Покупайте билеты на наше представление прямо сейчас. Вам, господа, сегодня уж повезёт необыкновенно. Вы точно умрёте от смеха, если не будете убиты из картонных пушек, если вас не застрелят из хлопушек и детских пистолетиков!

Музыка из таинственно-ритмичного ключа, толкающего в оторопелую задумчивость, становится другой, быстро перетекает в детскую яркость обычных цирковых мелодий. Продавцы билетов с трудом справляются с проснувшейся толпой: гуляющие выстраиваются в очередь на представление. И Петя, и Никодим Харитоныч спешат к нам. Приносят круглый стол, за который все моментально усаживаются. Петя взглядами указывает на матросов: именно они уволокли Алису Чудову.

— Что это было, Никодим Харитоныч? Красиво, красиво говорите! Вдохновенно. Всё намёки какие публике сообщаете? — начинает Второй матрос.

— «Вдруг виденье гробовое, незапный мрак иль что-нибудь такое» . Хорошо билетики продаются после таких слов, уважаемые товарищи, скажу я вам. А с деньгами и со всем остальным, что можно купить на эти денежки, туговато сейчас, — отвечает разумный Никодим Харитоныч.

— Так в чём смысл чёрного поезда и трёх вагонов? — спрашивает Первый. — Я, когда слушал Вас, почему-то в поезде увидел оружие — свой пистолет. Но дальше мало что понял. Недомолвки и закавыки.»

Подписывайтесь на канал, чтобы быть в курсе последних событий!

Оцените публикацию, пожалуйста!

Напишите в комментариях, что думаете о прочитанном!

Читайте книгу "Странные события в Сухаревой башне" на Литрес.