Найти тему
Метро изнутри

Как происходит обучение на машиниста в метрополитене? ч.2

В первой части я рассказывал о том, сколько кругов ада потребуется для того, чтобы наконец приступить непосредственно к обучению. Если вы не прочитали её, советую это сделать прямо сейчас, иначе полной картины не выйдет.

Итак, вы - курсант УПЦ, будущий машинист. А раз вы будущий машинист, то вы обязаны с первого дня быть максимально пунктуальными и дисциплинированными. Занятия начинаются строго в 9:00, если вы зашли в кабинет в 9:01, то преподаватель вежливо попросит вас сходить к местному завучу и написать объяснительную. Вообще любая объяснительная тут же попадает в ваше личное дело и лет через 10, когда вы уже будете сдаваться на 1-й класс или инструктора, вам её могут припомнить. Так что приятного здесь мало. Бывает и такое, что у входа стоит кто-то из администрации и вычисляет опаздывающих. Тоже самое и с желающими уйти пораньше, из кабинета вы выйдете только со звонком.

Если у вас появились какие-то неотложные дела - это никого не волнует, ибо все ваши дела в данный момент должны быть связаны только с метрополитеном. Всё таки вам во время обучения платят 30000 26900 в месяц, соответственно и порядки как на работе. И если вы всё таки пропустили какие-то занятия, то с вами наверняка попрощаются.

Расписание занятий стандартное - 4 пары в день с 9:00 до 16:10, обед с 12:10 до 13:00, а так же 2 перемены по 10 минут.

Машинисту во время исполнения своих обязанностей запрещено пользоваться мобильным телефоном (и вообще отвлекаться от исполнения этих самых обязанностей), следовательно и во время занятий это так же запрещено. И даже для того, чтобы сходить в туалет, нужно отпрашиваться, как в старые добрые, словами "можно выйти?".

В УПЦ используется пятибальная система оценки знаний, но со своими особенностями. Каждый, кто там учился, наверняка хорошо помнят фразу господина К. "Оценка 3 не является удовлетворительной". Получив "тройку" по одному предмету, вы автоматически попадаете в "жёлтый список", и вас начинают опрашивать все преподаватели на каждом занятии и с особым пристрастием. Из-за этого учёба начинает идти ещё сложнее и, зачастую бывает так, что человек уже не успевает угнаться за всей группой и ему приходится уйти. И это по большей части дело случая, чем реальная оценка знаний.

Однажды к нам в кабинет забежал злой начальник УПЦ, заглянул в журнал и отчислил первого, чья оценка ему не понравилась, хотя парень был довольно толковый. А другой парень до самого конца учёбы показывал просто ужасные знания, где-то его жалели, где-то ему везло, но он не знал ну вооообще ничего... Сейчас он машинист.

Собственно "двойка" - это объяснительная и наверняка вам учиться уже просто не дадут.

Первый месяц учёбы в УПЦ - это курс обучения профессии "помощник машиниста электропоезда". Вообще тем, кто на 2-хнедельной предподготовке не просто зубрил то, что нужно было зубрить, но ещё и пытался что-то понять, тому этот месяц дастся довольно таки легко. За этот месяц вы поймёте, что вечернее время - это время для закрепления полученных знаний, утреннее время по дороге в УПЦ - это время для повторения, а выходные дни - это дни для того, чтобы разобраться с непонятными темами. Выкроить время на друзей, девушку или какое-то хобби лично для меня было проблематично.

После зачётов вас отправят на недельную практику в депо, где вы уже на деле ознакомитесь с тем, что изучали - как производится приёмка подвижного состава, по какому графику машинист работает, как заступать и т.д. и т.п. Но по факту будет немного иначе. Т.к. за вами никто не следит, а машинисту, к которому вас привяжут, лишние люди в кабине ни к чему, то ваши желания совпадут. Скорее всего вы прокатитесь с машинистом до нужной вам станции, он подпишет все акты и на этом ваше сотрудничество закончится. Но всё таки посмотреть, как всё работает, с имеющимся багажом знаний будет не лишним, ибо на экзамене могут задать дополнительные вопросы, связанные с тем, что можно было увидеть только в живую.

Далее экзамены, получение свидетельства о том, что вы теперь дипломированный помощник, первая пьянка с одногруппниками... А на следующий день снова на учёбу.

Важно отметить, если один из экзаменов вы сдали на "3", то о дальнейшей учёбе можно забыть - вас отправят работать помощником в славное депо Фили, и приятного здесь мало.

Следующие 4 месяца вы будете обучаться по курсу "машинист электропоезда", за время которого вы узнаете всё, каждый миллиметр изучаемого вами подвижного состава, каждую запятую (в прямом смысле) Правил технической эксплуатации, выучите каждую неисправность, с которой можно столкнуться на линии и как эту неисправность устранить за максимально быстрое время. Ваша голова будет забита громадным количеством инструкций, знание каждой из которых могут спросить в любой момент. Это всё будет не так уж и сложно, если у вас после первого месяца обучения уже появилось понимание того, что вы изучаете. А понимание помогает очень сильно, приведу пример:

Когда я сдавал выпускной экзамен по электрооборудованию, один из вопросов у меня был про кондиционирование, которое мы практически не изучали на занятиях. Препод-то об этом знал, а вот комиссия, которая состояла из очень серьёзных и умных дяденек не знала. Когда я вышел отвечать, я нёс нереальную ахинею, но главное нёс правдоподобно. Мы с преподом переглянулись, после чего он уверенно говорит присутствующей комиссии: "Нууууу это пять!" Они согласились.

После этого вы снова отправляетесь в депо, но уже на месячную практику, где всё происходит уже гораздо строже. По сути, вы уже устраиваетесь на работу, заключаете договор, вам платят зарплату и вы работаете в должности помощника машиниста. К вам прикрепляют наставника, машиниста минимум 2-го класса с правом обучения стажёров, который
уже вправе допускать вас к управлению поездом. Вы исполняете все обязанности, небольшая часть которых изложена
в этой статье, пытаетесь блеснуть своими знаниями перед наставником и инструктором, без чьих подписей вас не допустят до экзаменов, а администрация УПЦ держит связь с вашим начальством, интересуясь, как вы там себя проявляете.

Во время этого наезда вы совершенно забываете о том, что вообще-то учёба ещё не закончилась и впереди выпускные экзамены, к счастью перед экзаменами есть дни консультаций, в которые можно вспомнить всё то, что было забыто. Всего экзаменов 5: ПТЭ, Механическое оборудование, Пневматическое оборудование, Электрооборудование и, самое важное, Управление поездом. Предмет "Управление поездом" - это не то, где учат разгоняться, тормозить и открывать двери... Это ад! Как раз таки ездить учиться практически не надо, с этим и моя бабушка справится.

И вот все экзамены сданы на 4 и 5, все радуются, все счастливы, , администрация УПЦ выдаёт вам свидетельства, прощается с вами, желает удачи, но... До машиниста вам ещё далеко. На следующий день к 8:00 вы снова возвращаетесь в депо, снова устраиваетесь там на работу помощником машиниста - наступает трёхмесячный наезд. Ещё 3 месяца отсутствия личной жизни. За это время вы должны ещё больше понравиться инструктору, заму по эксплуатации и инструктору по обучению. Поэтому будет неплохо, если помимо выполнения своих непосредственных обязанностей, вы будете находить время посещать аварийные игры, тех. учёбу, тренировочные сцепы, принимать активное участие в жизни депо (голосовать за Путина, посещать собрания, участвовать в массовых мероприятиях) и т.д. Как правило, данное испытание проходят уже все, хотя бы потому, что по факту это уже готовые машинисты, остались лишь некоторые формальности. Но бывают и исключения...

Например в моём депо не вовремя сменился зам по эксплуатации, задался целью утвердиться на новом месте работы и половину наезжающих попросту забраковал, хотя это были довольно толковые ребята.

По истечению трёх месяцев необходимо подписать все акты у всех наставников, инструкторов, замов по эксплуатации, сдать внутренний экзамен в депо (к которому подготовиться невозможно, он происходит спонтанно и ты не знаешь, какие вопросы будут), такой же мини-экзамен у зама и только потом вас направят на ещё один экзамен в УПЦ. Это будет такой же экзамен по Управлению поездом, вопросы в нём ничем не отличаются от предыдущего. И только после успешной сдачи этого экзамена вы наконец сможете повесить на свои погоны первую звезду... Теперь вы - машинист электропоезда без класса.

Погоны машиниста электропоезда без класса и 3 класса квалификации
Погоны машиниста электропоезда без класса и 3 класса квалификации

Спасибо всем, кто дочитал, на этом, пожалуй, всё! Пишите в комментариях, о чём ещё написать, обещаю не оставить это без внимания.