Найти тему
Женщины. История

Мотивация и роль женщин в исламистских организациях. Часть 2

Оглавление

...Начало в предыдущей части

https://www.pinterest.ru/pin/538320961704264509/
https://www.pinterest.ru/pin/538320961704264509/

Хотя представление о том, что образование низам ислами обязательно влечет за собой женскую мораль и акцент на коллективные права, как правило, заменяет представление об индивидуальных правах в исламистских группах, это крайний случай. Хотя я буду говорить о женщинах, участвующих в движении ХАМАС, я сделал все возможное для того, чтобы разделить это принудительное соответствие с принадлежностью женщин, которые активно и охотно участвуют в этой группе. Большинство женщин, участвующих в исламистских группах, делают выбор в пользу этого и рискуют подвергнуться пыткам, тюремному заключению и смерти при авторитарных правительствах в результате своего участия.

Это очень тонкая тема, и выбор не всегда легко определить извне. Например, практика завуалирования часто считается западными гражданами деспотичной. В случае насильственного завуалирования под прикрытием ХАМАС, я бы согласился. Однако распространение вуали среди университетских женщин в Иране до революции 1979 года было воспринято как сознательное восстание против вестернизации и было свободным выбором образованных женщин; я бы утверждал, что это не является репрессивным. В этом эссе я обычно считаю, что выбор женщин больше свободен, чем нет, но в некоторых случаях остается значительное пространство для дебатов.

Роль женщин в исламистских организациях, находящихся на переднем крае политики

Женские (или сестринские) организации давно существуют наряду с исламистскими организациями, в которых доминируют мужчины. Поскольку это одно из старейших и наиболее устоявшихся женских пространств в исламистских движениях, участие женщин и даже их лидерство в женских группах значительно менее противоречиво, чем многие другие роли, которые женщины играли в последние годы. Женские организации, связанные с партией Ислама в Йемене и Исламским фронтом действий (ИФА) в Иордании, являются давними учреждениями, как и вышеупомянутая Ассоциация мусульманских женщин.

Однако эти организации играют динамичную роль. Традиционно ограничиваясь "женскими вопросами", они все более активно выступают за то, чтобы играть более заметную роль в партийной доктрине и политике. Как описано ниже, женщины, которые соревнуются за лидерство в партии, чаще всего выбираются из числа лидеров в женских секторах организаций, где они накапливают опыт и популярность в группе. Возникновение исламистских политических партий, сопровождающееся постепенной демократизацией на Ближнем Востоке, позволило женщинам участвовать в политических партиях исламистских организаций, которых ранее не существовало. Другими словами, исламистские движения, как правило, старше своих политических крыльев, и создание таких крыльев приводит к неопределенности властных отношений в отношении женщин.

Вторым давно существующим институтом исламистских организаций, учитывающим гендерные аспекты, является студенческая группа (джама'а).

Братья-мусульмане в Египте, например, сохранили активное студенческое крыло как в качестве основы для вербовки молодых людей, так и в рамках миссии да'ва, и часто выдвигали кандидатов в студенческие союзы в более толерантное время. Хамас, традиционно являющийся одной из наиболее враждебных исламистских организаций с точки зрения участия женщин, позволил женщинам из числа студентов университетов участвовать в студенческих организациях, даже если он запретил им продолжать свою деятельность после окончания университета.

Джамаат сыграл важную роль в распространении послания исламистки: они пропагандировали исламские ценности, прерывая партии алкоголем, делая возможным соблюдение исламских стандартов скромности, предоставляя студенткам микроавтобусы с гендерной сегрегацией, оказывая социальные услуги, такие как наставничество и изучение Корана, и протестовали против действий неисламских деятелей университета и студентов, таких как потребление алкоголя и добрачные романтические отношения. Активизм женщин в Джамаате давно устоявшийся и относительно бесспорный.

Участие женщин гораздо более оспаривается в двух областях: парламентское представительство и партийное руководство. В условиях укрепления демократии во многих странах с мусульманским большинством населения после "арабской весны" такие партии, как Партия за справедливость и развитие (ПСР) в Марокко, "Эннахда" в Тунисе, ИАФ в Иордании и Ислам в Йемене, занялись решением вопроса о роли женщин в политическом крыле исламистских групп.

Хотя можно ожидать более жесткого противостояния женщинам, представляющим исламистские группы в общественной жизни, реальность является более сложной. Как НСД, так и "Эннахда" имеют в парламенте представителей женщин, хотя эти женщины не следуют западным ожиданиям в отношении поддержки "феминистских" программ по обеспечению гендерного равенства. Например, член "Эннахды" Суад Абдеррахим предложил закон о лишении внебрачных детей защиты, отстаивая интересы общества и коллективной морали.

Продолжение в следующей части...