Как мы видели ранее, VIII и VII века были периодами сильного роста рождаемости. Это более или менее косвенно привело к серьезному аграрному кризису.
Действительно, в то время дворяне владели большей частью пахотных земель и мелкие фермеры часто нуждались в них (часто из-за долгов). Они требовали отмены долгов и справедливого распределения земли.
Наиболее известным для нас примером является случай Афин: в VII веке до н.э. два законодателя, Дракон и Солон, провели многочисленные законодательные реформы.
Законы дракона
Дракон пришел к власти как одноименный архон и ввел в действие, примерно в 620 году до н.э., очень строгий правовой кодекс (именно от его имени происходит устойчивое словосочетание "драконовские законы"). Однако важно отметить, что в то время не существовало четких законов, только неписанные правила, молчаливо принятые населением.
Кроме того, политическая система в Афинах в то время была еще слабой. Действительно, тогда город находился под властью семьи Евпатридов, которые заявили, что они произошли от легендарного героя Тесея. Доминируя в Афинах, владея большей частью пахотных земель, Евпатриды оказывали всевозможное давление на беднейшие слои населения.
Поэтому система Дракона наказывала за малейший инцидент большим штрафом, а часто и смертной казнью. Эти законы (наиболее важным из которых было то, что отличало умышленное и недобровольное убийство) были написаны на деревянных панелях, которые впоследствии были заменены каменными маркерами (некоторые источники утверждают, что код, буквы которого были красными, был написан кровью.
Таким образом, Дракон попытался освободить афинянина от давления, оказываемого на него кланом, а также (напрасно) сломить влияние Евпатридов на город.
Институты Солона 2
Несколько лет спустя другой архан Солон (640? - 558 г. до н.э.), пришедший к власти в 594 г., провел важные реформы в Афинах. Действительно, в то время Евпатридам, наконец, удалось приобрести почти всю землю в Аттике, и они становились все более угрожающими для крестьян, имеющих задолженность (последние иногда возвращались в рабство, чтобы погасить свои долги). Кроме того, по мере расширения торговли купеческий класс наживался на богатстве. Однако эти новые богачи не смогли принять участие в политической жизни своего города из-за Евпатридов.
Новые законы
Солон начал с отмены законов Дракона, которые считались слишком строгими, за исключением законов об убийствах. Он запретил кредиторам захватывать землю или свободу своих должников, регулировал место женщин в обществе, создал государственные публичные дома и т.д.
Новые классы
Самая известная реформа привела к созданию в Афинах нового общества, больше не возглавляемого дворянами, а богатыми (Солон также хотел уменьшить влияние Евпатридов).
Таким образом, Солон создал четыре социальных класса, в зависимости от благосостояния граждан:
Пентакозиомедики, самые богатые, должны были доказать, что их годовой доход превышает или равен 500 медякам.
Хиппеи должны были иметь возможность содержать лошадь (отсюда и название), а их доход должен был быть больше или равен 300 медякам.
Цеугиты были фермерами, которые, тем не менее, имели определенные финансовые ресурсы, и чей годовой доход составлял 200 медяков.
Тееты напротив, были самыми скромными гражданами Афин (часто сельскохозяйственными рабочими), и их доходы составляли менее 200 медяков в год (хотя они и были освобождены от участия в войнах).
Новые архоны
Солон заявил, что только пентакозиомедики, независимо от того, благородны они по происхождению или нет, могут быть избраны архиепископом.
Первоначально здесь было три архона. Будучи выходцами из аристократии, они взяли на себя функции афинских правителей после исчезновения последнего из них. Тогда было три разных архона:
Именной архон был главой города (в теории), он управлял городским управлением и заботился о справедливости.
Король-архон выполнял религиозную функцию. Он отвечал за поклонение и председательствовал в Ареопаге (мы вернемся в эту организацию позже).
Наконец, Архон Шеста командовал армией, сохраняя тем самым военную мощь.
Должность архона изначально была пожизненной. Однако за столетия этот период стал десятилетним, а затем ежегодным. Кроме того, в VII веке до н.э. к трем уже существующим архонам добавились шесть новых: Темотеки. Их функции в основном носят судебный характер (они председательствуют в качестве магистратов в ходе судебных разбирательств).
После истечения срока своих полномочий архоны присоединились к ареопагу, членами которого они были и до сих пор. До V века до н.э. это собрание обладало очень важной властью в городе.
Исключенные из правительства иппейцы и цевгиты занимали менее важные посты. Что касается Ветеранов, то они встретились в собрании под названием Экклезия.
Система, которую создал Солон, представляет собой цензурную демократию, которая далеко не всегда принимается единогласно.
Царствование тиранов
Однако, даже после реформ Солона, проблема в Афинах все еще не решена: власть была только у богатых. Именно такое положение дел способствовало появлению тиранов (от греческих тураннов, что означает "хозяин") почти повсеместно в греческих городах (Коринф, Афины, Самос, Наксос и т.д.).
Важно, однако, отметить, что термин "тиран" не имел негативного оттенка (как и термин "диктатор" у римлян, который относился к военачальнику). Несмотря на то, что тираны захватили власть вне любого демократического процесса, они, тем не менее, пользовались поддержкой многих граждан, которые хотели противостоять самым богатым слоям населения. Кроме того, во многих частях Греции тираны остаются у власти лишь до тех пор, пока их действия воспринимаются народом как позитивные.
В Афинах к власти пришел тиран (600? - 527.) из семьи Евпатридов. При поддержке беднейших жителей города (диаконов), Писистрату удалось снизить влияние аристократии.
Позже он создал систему кредитования наиболее обездоленных афинян (своего рода сельскохозяйственный кредит), украсил памятники Акрополя (строительство храма Афины), отпраздновал множество религиозных обрядов (реформа Панафинов, празднования в честь Афины, интеграция культа Диониса).
Писистрат также проводил политику завоевания: создание колоний на Эгейском проливе (для обеспечения поставок пшеницы из Черного моря), захват Кикладов и островов Делос (для контроля над торговлей в Эгейском море).
После смерти Писистрата, в 527 году до н.э., его наследниками стали его сыновья (Гиппиас и Гиппарх). Тогда Афины были процветающим городом, и деятельность Писистрата была очень полезной для города. Однако эти два молодых человека не могли обеспечить долговечность работы своего отца (в то время власть находилась в руках Гиппийцев, а его брат был больше сосредоточен на письмах). Во времена Панафенов 514 года двое молодых афинян, Хармодий и Аристогитон, пытались убить двух братьев, но сумели убить только Гиппарха. Двое молодых людей были убиты вскоре после этого (Гармодиос был убит охранниками, Аристогитон был казнен), но после падения хиппи, они получили титул тираноконов ("тиранов убийц").
Позже хиппи установили в городе все более репрессивную систему, настолько жестокую, что афиняне обратились за помощью к городу Спарта. В 510 году тиран из Афин был изгнан из города и отправился в Персию, чтобы укрыться с царем Дарием I.