Однажды ко мне подошла женщина:
- Вы меня помните?
- [стою в ступоре]
- Да как же! Я у Вас исповедовалась!
- [ещё больше в ступоре]
Для взросло человека его первая исповедь - событие вселенского масштаба. А для священника?
Первые чувства
Служу иереем уже четвёртый год. Первые два месяца мне было очень интересно исповедовать. Чувство, как будто проникаешь в тайны человеческих жизней и сердец. Это будоражит разум.
Но уже вскоре ничего не удивляло меня. Все эти грехи я либо совершил сам, либо видел по телевизору. И наступило другое время.
Господи, помилуй!
Теперь уже стою на исповеди и повторяю тихонько: "Господи помилуй!" или "Прости, Господи!". А сам думаю: "Грустно, ведь я всё это тоже совершал и совершаю"
Знаете, почему для священника исповедь - это испытание?
Вот представьте: какие-то грехи остались в прошлом, я их исповедал и забыл. И вот снова мне про них напоминают. Снова вспоминаю свои грехи. Грущу, что так скверно вёл себя . А какие-то грехи до сих пор повторяю. Стою и думаю: "Прости и меня, Господи".
Не надо так?
А как иначе? Ведь если я не буду переживать за свои грехи и осуждать себя, начну осуждать других. А я твёрдо усвоил правило:
В чём кого осудишь, в том и сам побудешь
Когда начинаешь осуждать - сначала на душе становится горько, потом на сердце тяжело. А потом тебе прилетает грех, за который осудил. Ну неет... Лучше я буду себя осуждать.
Помню ли я чужие грехи?
Вот мне делать нечего, их помнить. Для чего? Да и как запомнить? Ведь, чтобы что-то запомнить, нужно это проговорить, рассказать, повторить.
А тайна исповеди - страшная вещь. За грех нарушения этой тайны либо сана лишат, либо Бог сократит жизнь. Тяжкое наказание понесёт такой священник. Ему перестанут доверять и доверяться. Церковь в его лице будет поругана. Потому священники следуют правилу:
Лучшее хранилище твоих добрых дел и чужих грехов - их забвение.
Да и можно ли помнить грехи, которые ты только что простил? И Бог простил. Если Бог предал эти грехи забвению, кто я такой, чтобы их помнить?
Так что, друзья мои, запомните: исповедь - это не лучшее время, чтобы познакомиться со священником. Он может не вспомнить ни Вас, ни даже Ваше имя, потому что через несколько секунд после исповеди уже забыл все Ваши грехи.
============
После публикации мне начали писать: А как же духовничество? Когда священник советами врачует души, ведь он должен помнить человека!
Вы правы, когда стараетесь ходить к одному и тому же священнику, он вас запомнит волей-неволей. И конечно, если после исповеди, он даст Вам совет, а потом ещё и ещё, он запомнит, о чём шла речь, и следующий раз учтёт это. Но я настаиваю: священник неспособен запоминать столькие грехи стольких людей. Тем более, когда и Бог и он сам эти грехи уже простили.
автор: иерей Владимир Панарин
Если понравилась статья, пожалуйста, поддержите проект! Подпиской, лайком, репостом, комментарием и финансово: