Найти тему
Хижина мизантропа.

УПК и НВП, очередной элемент угнетения молодёжи в СССР или полезные навыки? :)

Добрый день.

Вот я и вернулся к ведению канала. Приношу свои извинения всем моим читателям за перерыв, но были некоторые проблемы, мешавшие мне писать. Надеюсь, что в дальнейшем таких проблем будет минимум.

Ладно, продолжим.

В своих заметках я остановился на девятом классе и 1984-ом годе.

Самыми значимыми изменениями в школьной программе после восьмого класса, для нас стало появление одного дня - выделенного целиком под УПК и появление нового предмета – НВП. Сплошные аббревиатуры.

УПК – учебно-производственный комбинат. Это, своеобразная замена уроков труда, на более высоком уровне. Нас, планировали, учить рабочим профессиям.

НВП – начальная военная подготовка. Предмет, покоривший всех мальчишек с первого занятия. Наш преподаватель, на первом занятии, достал мелкашку - ТОЗ 8, если не ошибаюсь, и спросил – «Кто хочет записаться в кружок стрельбы?». Так НВП стал самым популярным предметом среди мужской половины класса.

Похожие красавицы были у нас в школе.
Похожие красавицы были у нас в школе.

Но, будем последовательны. Первое сентября 1983-го года, пришлось на четверг. Как обычно, первые несколько дней, пришлись на разные организационные мероприятия и классные часы. На одном из которых нам и объявили – что теперь, каждый понедельник, мы будем учиться рабочим профессиям в специальном районном центре. И нам предложили несколько вариантов на выбор. Я, точно уже и не помню, весь список. Помню, что были разные.

Заниматься чем-то серьёзным - нам не хотелось, вот мы и выбрали с приятелями профессию - маляр-штукатур. Выбирали, чисто по приколу. Представляли себя в синих халатах, испачканных краской и штукатуркой. Надеялись повеселиться. До первого занятия, мы многозначительно обсуждали оттенки «колера» покраски школьных стен, и учились мастерить пилотки из газет. (кто помнит маляров тех лет – тот в курсе)

Ещё одной важной причиной такого выбора стало объявление о том, что по результатам обучения, мы будем должны пройти летнюю практику. Которая - БУДЕТ ОПЛАЧЕНА! Никакие электромонтажники или швеи-мотористки, которые предлагались ещё на выбор, в наших глазах, рядом не лежали по возможности заработка или ХАЛТУРЫ с МАЛЯРОМ, понимаешь, ШТУКАТУРОМ!

В таком благостном настроении мы и отправились на занятия в районный УПК-а, в первый понедельник сентября.

Собравшись своей малярной компашкой отправились по указанному адресу. Осваивая новый маршрут отметили пару пивных ларьков, по курсу движения. И ещё один, самый главный, который располагался в «шаговой доступности», от серого четырёхэтажного здания, с решётками на окнах. В котором, собственно, и располагался наш УПК.

В кромешной тьме не так темно и жутко, коль на пути стоит Пивная Будка. Владимир Уфлянд  Прасковье.
В кромешной тьме не так темно и жутко, коль на пути стоит Пивная Будка. Владимир Уфлянд Прасковье.
Я в очередной раз напоминаю, что пить и курить вредно для здоровья. И я не пропагандирую эти вредные привычки. Курить, так вообще не курю. Просто стараюсь писать, так как было в то время.

Вот об это серое здание, и были разбиты наши радужные мечты. Собрав всю нашу кодлу, из нескольких школ района, нам было объявлено: - Все мальчики идут в сборщики/монтажники электрооборудования, а барышни – не помню. Но куда-то их загнали, мягкие игрушки шить или что-то подобное.

Вот тут и рухнули наши надежды на карьеру маляра. Накрылись электросчётчиком мечты о приличной халтуре на практике. Поскольку нам сразу было объявлено, что обучать нас будут вязать жгуты из проводов, лудить контакты и собирать счётчики. А, столь ожидаемую нами практику, мы будем проходить сидя за конвейером Ленинградского Электромеханического Завода. И если будем собирать счётчики энергично и не тормозить конвейер, то сможем заработать аж рублей по сорок.

Если помните, я рассказывал, что после восьмого класса мы на сеноукладке заработали почти по 150 рублей. На которые я купил себе кроссовки и запиленный диск Акцепта. :)

Так, что перспектива открывалась печальная.

Но что делать, оценка за УПК шла в аттестат и получить её было необходимо.

Чему нас учили на занятиях по УПК? Вязать жгуты. Эти жгуты из проводов, перевязанные суровой ниткой, связанные по схеме на миллиметровой бумаге – преследовали меня во снах. Зашивая дырку на штанах, я до сих пор использую узлы из этих уроков. Иногда мне казалось, что змеи этих жгутов, вползают в мои сны. :)) Особенно перед экзаменом.

Вот так это выглядело, очень похоже.
Вот так это выглядело, очень похоже.

Но вот за навык работы с паяльником я говорю УПК спасибо. Сколько километров шнуров для разных инструментов и аппаратуры я потом перепаял под разные штекера, не перечесть. :) Вспоминал мастера, всегда добрым словом.

Но наше противостояние с системой не позволившей нам получить желанную профессию маляра, продолжалось негласно.:) Помогали в этой борьбе, пара пивных ларьков по дороге на учёбу и ларёк в который можно было сбегать на переменке. Правда… продолжалось это очень не долго. Нас спалили и в сером здании УПК решётки опустились не только на окна но и на вход. Захлопнулась ловушка жестокого коммунистического ГУЛАГА. :) Теперь дверь в серый дом была открыта до девяти часов десяти минут, после чего суровая Баба Шура закрывала дверь на висячий замок. Всё. Тем кто опоздал ставилась неявка и сообщалось в школу, а остальные гнули спины на ЛЭМЗ до 15 часов. Единственная возможность покурить оставалась, если на перемене, мастер выходила из мастерской – то все дымили в паяльные вытяжки.

Как выяснилось позже, на практике, всё чему нас учили – не пригодилось. Нас запихнули на конвейер по сборке трёхфазных счётчиков. Там у каждого стоял хитрый пневмоинструмент, с помощью которого надо было закреплять разные детальки на основании счётчика. Это было тяжело. Малейшая задержка и эти долбанные счётчики начинали собираться перед твоим местом в девятый вал, от чего ты психовал и ошибаясь работал ещё медленнее. Короче, вся практика вылилась в нуднейшую работу у конвейерной ленты. Мы использовали любую возможность, чтоб слинять с номеров. Вынести мусор – готовы, отвести груз в отдел ОТК – готовы, подмести цех – да ради бога! Всё что угодно, только не сидеть у ленты. Мы вроде заработали рублей по 47, но это было настолько утомительно, что радости от этих денег я не помню.

Ну а про НВП, подробнее я расскажу завтра. Спасибо за внимание. А какие профессии в УПК получали Вы? Пригодились ли они Вам? Расскажите...

PS И прошу прощения за провокационный заголовок, такие времена. :) Но если спросите меня, отвечу - полезные навыки, несомненно.

Ну и в качестве бонуса, музыка которая стала одной из самых значимых для меня в 1984 году.