Найти тему
Science project

Теория открытия Уэвелла и "счастливая мысль" (3)

Оглавление

В предыдущем разделе показано, что такие ученые, как Бекон и Ньютон, стремились разработать методологии научных исследований. Они предложили "новые методы" или "правила рассуждений", которыми руководствуются при создании определенных предположений на основе наблюдаемых и экспериментальных явлений.

Уэвелл, напротив, был явно заинтересован в развитии философии открытий.

Его рассказ отчасти описывал психологический облик первооткрывателя. Например, он считал, что только гении могут иметь те радостные мысли, которые необходимы для открытия. В частности, в его рассказе рассказывается о методах, с помощью которых счастливые мысли интегрируются в систему знаний. По словам Уэвелла, первым шагом в каждом открытии является то, что он назвал "какая-то счастливая мысль, происхождение которой мы не можем проследить; некоторые счастливые представители интеллекта, возвышающиеся над всеми правилами". Нельзя давать никаких максимальных значений, которые неизбежно ведут к открытиям". "Искусство открытий" в смысле обучаемого навыка, по мнению Уэвелла, не существует. Счастливая мысль строится на известных фактах, но, по словам Уэвелла, невозможно прописать метод для того, чтобы иметь хорошие мысли.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e0/Portrait_of_W._Whewell%3B_stipple_engraving_Wellcome_L0014766.jpg
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e0/Portrait_of_W._Whewell%3B_stipple_engraving_Wellcome_L0014766.jpg

В этом смысле, радостные мысли случаются случайно. Но в важном смысле научные открытия не случайны. Счастливая мысль - это не дикая догадка. Только тот, чей разум готов видеть вещи, на самом деле заметит их. Предыдущее состояние интеллекта, а не сам факт, действительно является главной и своеобразной причиной успеха. Дело лишь в том, что рано или поздно в игру вступает двигатель открытий. Это, как я уже говорил ранее, только искра, которая разряжает уже заряженный и направленный пистолет; и мало уместно говорить о такой аварии, как причина, по которой пуля попадает в след".

Однако счастливая мысль еще не стала открытием. Второй элемент научного открытия заключается в связывании воедино - "сопоставление", как его еще называл Уэвелл - свод фактов, объединяя их в рамках общей концепции. Коллигация не только создает что-то новое, но и показывает ранее известные факты в новом свете. Точнее говоря, сопоставление работает с обеих сторон, как на основе фактов, так и на основе идей, которые связывают факты вместе. Сбор данных - это длительный процесс. Он включает, с одной стороны, уточнение фактов посредством систематического наблюдения, измерений и экспериментов, а с другой стороны, уточнение идей путем изложения определений и аксиом, которые подразумеваются в этих идеях молчаливо. Этот процесс повторяется. Ученые мечутся с возможностью связывания фактов, уточнением идеи, уточнением фактов и так далее.

Проверка счастливой мысли?

Заключительной частью открытия является проверка коллигации, включающей в себя счастливую мысль. Это означает, прежде всего, что результаты сопоставления должны быть достаточными для объяснения имеющихся данных. Проверка также включает в себя оценку способности прогнозировать простоты и "соответствия" результатов сопоставления. "Согласие" относится к более широкому спектру обобщений (более широкому применению) теории (сформулированной и проясненной счастливой мысли), которые были получены в результате фактической коллигации. Уэвелл считает, что открытие - это не дедуктивистская система.

Теория открытия Уэвелла важна для философской дискуссии о научных открытиях, поскольку она четко разделяет три элемента: неанализируемый момент счастливой мысли или эврик; процесс сопоставления, который включает в себя прояснение и объяснение фактов и идей; и проверку результатов сопоставления.

Его позиция, согласно которой философия открытия не может предписывать, как думать о счастливых мыслях, была ключевым элементом философской рефлексии об открытии в 20 веке. Примечательно, однако, что концепция открытия Уэвелла включает в себя не только хорошие мысли, но и процессы, посредством которых хорошие мысли должны быть интегрированы в данную систему знаний. Процедуры артикуляции и испытания поддаются анализу в соответствии с концепцией Уэлла, а его концепция коллигации и верификации служит руководством для того, как следует поступать первооткрывателю. Коллигирование, если оно правильно сделано, имеет такую оправданную силу. Аналогичным образом, процесс проверки является неотъемлемой частью процесса обнаружения и также имеет оправданную силу.

Таким образом, концепция проверки Уэвелла включает в себя элементы генеративных и последовательных методов исследования. Для проверки гипотезы исследователю необходимо показать, что она учитывает известные факты, что она предсказывает новые, ранее не наблюдавшиеся явления, и что она может объяснять и прогнозировать явления, которые объясняются и предсказываются гипотезой, полученной в результате независимого счастливого сопоставления мысли и мысли.

Продолжение читайте в статье "Логика открытия".