Никита Андреев
Сейчас Ветошный переулок выглядит максимально гламурно, особенно когда включают туннель из лампочек. Меж тем до 1880-х это место не было парадным: это был Ветошный ряд Верхних торговых рядов, а не улица. Пишут, что здесь торговали то ли «старой одеждой», то ли «тканью на редкой основе» типа марли — в точности не известно.
После строительства нового комплекса Верхних торговых рядов Ветошный ряд превратился в переулок. В советское время он назывался проездом Сапунова в честь командира революционных солдат-двинцев, погибшего поблизости при штурме Кремля в ноябре 1917 года.
Нечетную сторону переулка делят несколько подворий.
Шевалдышевское подворье
Этот дом сверху похож на расческу. Где-то в его недрах сохраняются остатки древних палат. Фасад по Никольской улице отделан под модерн. В Ветошный переулок подворье выходит более скромным «лицом», но зато именно здесь была в XVIII веке греческая кофейня-евстиастория, позднее превратившаяся в кабак «Истерия».
На месте «Истерии» недавно открылся фудкорт «Ветошный гастрономический ряд». Пишут, что хороший. Зайду — проверю.
Пантелеевское подворье
Комплекс состоит из маленького дома №7 и здоровенного дома №9, в котором сейчас «Никольский пассаж» (1870-е). Во дворе дома №9 во время Гражданской войны был черный рынок.
Мещаниново подворье
Комплекс состоит из двух корпусов: в глубине — ниоткуда не видимый корпус 1880-х, который я посетил в декабре 2013 года по случаю корпоратива в банке «Монолит», где работал контент-менеджером. Насколько я понял, исторический внутренний двор превратился в атриум.
В Ветошный переулок выходит корпус конца XVIII века, последовательно искаженный в начале и конце XIX века, а затем надстроенный в советское время. Вот здесь-то и был филиал ада, по выражению Гиляровского: Старобубновский трактир.
Любопытно, что здание построили купцы Мещаниновы, поднявшиеся на торговле алкоголем. Без малого сто лет спустя купец Бубнов перестроил подворье: первые два этажа отдал под магазины, а на верхнем устроил дорогой трактир. В этом трактире за чаем купцы Гостиного двора заключали крупные сделки, а еще здесь была лучшая русская кухня:
«Охотники до хорошей рыбы, икры, ветчины и жирных поросят могут усладить тут свой вкус, ибо во всей Москве нигде нельзя найти лучше сих вещей».
В подвале по плану должна была быть бакалейная лавка, но в итоге получилось одно из самых злачных мест Москвы — «Бубновская дыра». Гиляровский очень сочно описывает:
«…помещение "дыры" состояло из большого подвала с низким сводчатым потолком, без окон, перегороженное тонкими деревянными перегородками на маленькие отделения, похожие на пароходные каюты.
В каждом таком отделении, освещенном газовым рожком, стоял посередине стол с залитой вином грязной скатертью и кругом его четыре стула. Другой мебели там не было.
В этих темных, грязных и душных помещениях ежедневно с самого раннего утра и до поздней ночи происходило непробудное пьянство купцов».
Понравилось? Держите путеводитель «Изнанка Китай-города»!