До 19 века термин "открытие" обычно относился к продукту успешного расследования. Термин "Открытие" широко использовался для обозначения нового открытия, например, нового метода лечения, усовершенствования прибора или нового метода измерения долготы. Несколько философов-экспериментаторов, в частности, Бекон, Декарт и Ньютон, изложили научные методы получения новых знаний. Эти отчеты не были прямо названы "методами открытия", однако общие отчеты о научных методах, тем не менее, актуальны для текущих философских дискуссий о научных открытиях. Они актуальны, потому что философы науки часто представляли теории научного метода XVII века как класс контраста с современными философиями открытий. Отличительной особенностью научных исследований XVII-XVIII веков является то, что они имеют доказательственную силу . Это означает, что эти отчеты о научных методах служат руководством для приобретения новых знаний и одновременно служат подтверждением полученных таким образом знаний.
Работы Бекона и Ньютона
Ярким примером тому служит рассказ Бекона о "новом методе" в том виде, в каком он представлен в органе Novum Organum. Работа Бекона показала, как лучше всего получить знания о "природе форм" (наиболее общих свойствах материи) путем систематического изучения феноменальной природы. Бекон описал, как сначала собирать и систематизировать природные явления и экспериментальные факты в таблицах, как оценивать эти списки, как уточнять первоначальные результаты с помощью дальнейших экспериментов. На этих этапах следователь приходит к выводу о "природе формы", которая порождает особую феноменальную природу. Дело в том, что для бекона процедуры построения и оценки таблиц и проведения экспериментов в соответствии с Novum Organum приводят к получению знаний. Таким образом, эти процедуры имеют "доказательственную силу".
Аналогичным образом, цель Ньютона в его трудах под названием "Математические начала натуральной философии" заключалась в том, чтобы представить метод выведения предположений из явлений таким образом, чтобы эти предположения стали "более надежными", чем предположения, которые обеспечиваются путем выведения из них очевидных последствий.
Ньютон не предполагал, что эта процедура приведет к абсолютной определенности. Моральную определенность в отношении обеспеченных таким образом предложений можно получить только в том случае, если они будут носить моральный характер.
Суть современных философов науки заключается в том, что эти подходы являются генеративными теориями научного метода. Генеративные теории научного метода предполагают, что утверждения могут быть установлены и подтверждены только путем демонстрации того, что они вытекают из наблюдаемых и экспериментально производимых явлений. Напротив, негенеративные теории научных методов, подобные предложенному Гюйгеном, предполагали, что предположения должны быть установлены путем сравнения их последствий с наблюдаемыми и экспериментально созданными явлениями. В философии науки 20-го века этот подход часто характеризуется как "консеквенциалистский" .
Современные философы науки использовали подобные исторические зарисовки для реконструкции предыстории современных философских дебатов о научных открытиях. Аргумент заключается в том, что научные открытия стали проблемой для философии науки в XIX веке, когда широкое распространение получили конъюнктуалистические теории научного метода. Когда теории консеквенциализма развивались, два процесса концептуализации и валидации идеи или гипотезы становились разными, и мнение о том, что ценность новой идеи не зависит от того, как она была сформулирована, получило широкое признание.
Элементы открытия
В течение 19-го века процесс осмысления - так называемый "эврикальный момент" - отделился от процессов артикуляции, разработки и тестирования нового понимания. Философская дискуссия была сосредоточена на вопросе о том, можно ли и в какой степени разработать правила, которыми можно было бы руководствоваться в каждом из этих процессов. Работы Уильяма Уэвелла, особенно два тома "Философии индуктивных наук" 1840 года, являются важным вкладом в философские дискуссии о научных открытиях именно потому, что он четко отделил творческий момент или "счастливую мысль", как он их называл, от других элементов научного исследования. Для Уэвелла открытие включало в себя все три элемента: радостную мысль, артикуляцию и развитие этой мысли, а также ее тестирование или проверку. Однако в большинстве последующих трактовок открытия объем термина "открытие" ограничивается либо первым из этих элементов, "счастливая мысль", либо первыми двумя из этих элементов, счастливой мыслью и ее формулировкой. На самом деле, многие споры 20-го века о возможности философии открытия можно понять на фоне разногласий о том, включает ли процесс открытия формулировку и развитие новой мысли или нет.
Продолжение читайте в статье "Теория открытия Уэвелла и "счастливая мысль".