Найти в Дзене

Одноразовые летающие гиганты: Еловый Гусь мечты

Самое главное творение Г. Хьюза на воде.
Самое главное творение Г. Хьюза на воде.

-2

Хьюз H-4 Геркулес (англ. Hughes H-4 Hercules) — транспортная деревянная летающая лодка, амбициозный проект американской фирмы «Hughes Aircraft» под руководством Говарда Хьюза.

Говард Робард Хьюз младший (24 декабря 1905 г. – 5 апреля 1976 г.) - американский предприниматель, пионер авиации, инженер, независимый продюсер и режиссер нескольких известных фильмов.  В конце 1960-х годов считался одним из самых богатых людей Америки. (фото: журнал «Life»)
Говард Робард Хьюз младший (24 декабря 1905 г. – 5 апреля 1976 г.) - американский предприниматель, пионер авиации, инженер, независимый продюсер и режиссер нескольких известных фильмов. В конце 1960-х годов считался одним из самых богатых людей Америки. (фото: журнал «Life»)

В начале Второй Мировой войны, в 1942 году, правительство США выделило Говарду Хьюзу 13 миллионов долларов на изготовление прототипа летающего судна. Однако дело затянулось до осени 1947 года как из-за нехватки алюминиевых сплавов в военное время, так и из-за упрямства и перфекционизма Хьюза.

Этот уникальный 136-тонный самолёт, получивший прозвище «Еловый Гусь» («Spruce Goose»), стал самой большой когда-либо построенной летающей лодкой. Был изготовлен, впрочем, не из еловой древесины, а из березовой фанеры и предназначался для транспортировки 750 солдат при полном снаряжении вне досягаемости стай подводных лодок кригсмарине, свирепствовавших в Атлантике.


ТТД самолета
Hughes H-4 Hercules:

Экипаж: 3 человека

Длина: 66,45 м

Размах крыла: 97,54 м

Высота: 24,08 м

Высота фюзеляжа: 9,1 м

Площадь крыла: 1061,88 м²

Максимальная взлётная масса: 180 тонн

Масса полезной нагрузки: до 59 000 кг

Запас топлива: 52 996 л

Двигатели: 8× воздушного охлаждения Pratt & Whitney R-4360-4A по 3000 л. с. каждый

Пропеллеры: 8× четырёхлопастных Hamilton Standard, диаметром 5,23 м

Максимальная скорость: 565,11 км/ч

Крейсерская скорость: 407,98 км/ч

Дальность полёта: 5634 км

Практический потолок: 7165 м

Размах крыльев цельнодеревянного H-4 оставался рекордным 70 лет, вплоть до 2017 года, до появления экспериментального двухфюзеляжного транспортного самолёта «Stratolaunch» (размах крыльев 117 метров).

Габариты четырех самых больших самолетов мира (автор рисунка C. Tillier, перевод К. Борисенко). (*)
Габариты четырех самых больших самолетов мира (автор рисунка C. Tillier, перевод К. Борисенко). (*)

Строительство Hughes H-4 Hercules - самого большого гидросамолета в мире. (*)
Строительство Hughes H-4 Hercules - самого большого гидросамолета в мире. (*)
Процесс транспортировки правого крыла гидросамолета на место сборки. (*)
Процесс транспортировки правого крыла гидросамолета на место сборки. (*)

Впечатляющие размерения (особенно в сравнении с фигурками людей) и великолепие этого самолета. Которые вызывают невольный вопрос – а задумывал ли его конструктор как военный самолет? Даже если его снабдить целой батареей оборонительного вооружения. Сколько бы эта огромная мишень прожила в случае нападения первой же повстречавшейся группы неприятельских истребителей? (*)
Впечатляющие размерения (особенно в сравнении с фигурками людей) и великолепие этого самолета. Которые вызывают невольный вопрос – а задумывал ли его конструктор как военный самолет? Даже если его снабдить целой батареей оборонительного вооружения. Сколько бы эта огромная мишень прожила в случае нападения первой же повстречавшейся группы неприятельских истребителей? (*)

H-4 на взлетно-посадочной акватории. (*)
H-4 на взлетно-посадочной акватории. (*)

«Hercules», пилотируемый самим Говардом Хьюзом, совершил свой первый и единственный полёт только 2 ноября 1947 года – когда он, понятно, уже давно не вызывал интереса у заказчиков из военного ведомства. Он поднялся в воздух на 21-метровую высоту и пролетел примерно 2 километра по прямой над гаванью Лос-Анджелеса.

«Еловый Гусь» в своем первом и последнем полете. (*)
«Еловый Гусь» в своем первом и последнем полете. (*)

После длительного хранения самолёт (эксцентричный мультимиллионер выделял огромную сумму каждый год на поддержание самого любимого детища в полностью работоспособном состоянии) был отправлен в Калифорнию, в музей Лонг-Бич. В 1993 году этот восхищающий всех экспонат был перемещен в музей «Evergreen International Aviation» в Макминнвилле, штат Oregon.

- - -

(*) – иллюстрация из интернета, открытые источники

Если понравилось рассказанное – не стесняйтесь кликнуть по значку «Во!» (это где большой палец вверх, что в Дзене означает вовсе не респект автору, а «давайте ещё чего-нибудь примерно такого же», «требую продолжения банкета!»). И – подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии.