Найти тему

История создании среднего танка - Т-12

Оглавление

История создании

20 Декабря 1927 году, в УММ РККА ( (Управление механизации и моторизации Рабоче-Крестьянской Красной Армии ), были представлены новые требование по создании манёвренного танка с пушечно-пулеметным вооружением во вращающихся башнях. Разработка нового манёвренного танка передали КБ ХПЗ имени Коминтерна. Руководство команды инженеров возглавлял главный конструктор ГКБ ОАТ С. Шукалов, ответственным исполнителем проекта был В. Заславский, проектировщиком МТО был А. Микулин. Танк получил проектное обозначение - Т-12. Концепцию танка взяли за основу Американского танка - Т1Е2, который по вооружению и массе можно было отнести к классу средних.

Вооружение танка

В лобовом листе танка, планировали установить 45-мм пушку или же - 57\60-мм гаубицу. Справа и слева от пушки, монтировалось до два спаренных пулемета системы Федорова. В верхней башне, установленной на крыше основной и смещенной назад, находилась еще одна спарка из 7,62-мм пулеметов системы Федорова. В целях экономии места в башне танка, малая пулеметная башня располагалась у него на крыше основной башни. Из-за увеличивалось высота танка и стесняло работу экипажа, но зато компоновка танка получалась достаточно плотной. Также, большая девятигранная башня танка была рассчитана на 3 человека: командира, заряжающего и пулеметчика. Но на финальной стадии, эта девятигранная башня, макет которой уже успели сделать и установить на эталонном образце, была заменена на цилиндрическую с прямым лобовым листом.

-2

Ходовая часть танка

В ходовой части танка, все ещё ощущалось сильное влияние французской школы. Шасси танка состояло из 8 опорных катков на борт, сблокированных попарно в четыре тележки с вертикальной пружинной амортизацией, 4-х поддерживающих роликов, заднего ведущего и переднего направляющего колеса.

-3

Корпус танка

Броня составляла до 12 мм толщиной на бортах и до 22 мм спереди. Нетипичным для советского танкостроения было размещение механика-водителя, место которого находилось у правого борта. Также, в корпус, а если точнее - сзади танка оснастили хвост, который удлинил танк на 690 мм. Оснастили хвост ради преодоления рвов и окопов (Опыт Первой Мировой войны - позиционный войны.)

Хвост танка.
Хвост танка.

Двигатель танка

В танке должен был быть двигатель из доработанного авиационного двигателя Hispano 9 с мощностью в 200 л.с. Но из-за нехватки времени, двигатель танка изменили на отечественный мотор конструкции А.Микулина, производство которого ещё только предстояло наладить на заводе “Большевик” в Ленинграде. Получить его в срок, естественно, не смогли, поэтому, ещё раз изменили двигатель танка на авиадвигатель М-6 с мощностью в 180-200 л.с. И из-за нового двигателя, пришлось переделывать КПП и ленточные плавающие тормоза, которые спроектировал Заславский. Планетарная коробка передач позволяла изменять режим движения на 15,7 и 2,7 км/ч, сохраняя возможность реверса на всех скоростях.

-5

Испытание танка

Испытания танка, 1930 год.
Испытания танка, 1930 год.

Опытный образец танка строили с 13 Октября 1928 года до 15 Октября 1929 года. но окончательное оснащение танка всем необходимым оборудованием и доработки заняли ещё два месяца. В феврале 1930 года, состоялась приемка танка, однако, на испытания он был предоставлен только второго апреля того же года. В отчете РГВА указывалось, что опытный образец танка Т-12 (не имеющий вооружения) прошел только 2 километра по мягкому грунту, и остановился в связи с поломкой трансмиссии. Чистое время работы двигателя равнялось 33 минутам, из которых 21 минута в движении. После ремонта, танк опять начал ходовые тесты. Довольно быстро стало понятно, что ходовая часть танка Т-12 недоработана. КПП перегревалась, в радиаторе закипала вода, в работе отказывала вторая скорость, а правая гусеница соскакивала во время поворота на мягком грунте. В тоже время, танк Т-12 показал отличную плавность хода. Для оценки нового танка в период с 28 Апреля по 2 Июня 1930 года, при испытаниях присутствовали Ворошилов (Наркомвоенмор), Халепский (начальник УММ) и Бокис (начальник Тех. Управления УММ), а также Владимиров и Махонин (представители от ХПЗ). На этот раз, опытный танк Т-12 показал свои максимальные возможности. По пересеченной местности танк передвигался достаточно резво, при этом, на первой передаче он осилил подъём 35-36 градусов. На твердом грунте скорость составила 26 км\ч, однако, при увеличении оборотов до 2 тыс. в минуту она повысилась до 30 км\ч. Машина без труда преодолел двухметровый окоп на песчаном грунте, хотя согласно по расчетам, он мог преодолевать ров шириной до 2,65 метров. Удельное давление во время погружения гусеничных цепей на 100 миллиметров в мягкий грунт равнялось 0,45 кг/см.кв. К сожалению, огневые испытания танка, в полной мере, провести не удалось. По причине отсутствия пулемета Федорова на танке, был заменён на 7,7-мм станковый пулемет Lewis в шаровой установке конструкции Шпагина. Стрельба из него дала очень положительные результаты – на ходу в цель попало около 60% пуль. Стрельбы из 45-мм пушки конструкции Соколова провести не удалось из-за её неготовности. Летом 1930 года, на танке был установлен орудие, и с 12 июля Т-12 продолжил испытания уже с ней. Полный боезапас танка составлял 100 выстрелов к пушке и 4000 патронов к пулеметам, но в случае установки полного комплекта вооружения, боезапас увеличивался до 7200 патронов и 98 снарядов. Проведенный параллельно с этими испытаниями, был ещё и обстрел 18-мм и 22-мм бронеплит танка, и после испытания бронеплит, привели к выводу, что бронезащита танка соответствует предъявленным к нему требованиям. Впрочем, дали знать о себе прежние недостатки. Как и раньше слетала правая гусеница из-за налипшего на направляющее колесо грунта, после 20 переключений КПП произвольно сбрасывала скорости, а после расходования 30 литров горючего оно переставало поступать к двигателю, хотя в баке оставалось ещё 130 литров.

-7

Дальнейшая судьба танка

Государственная комиссия, в целом, осталась очень довольна танком Т-12, но порекомендовала провести его доработку, в первую очередь отмечался недостаточный запас хода маневренного танка. Часть замечаний была исправлена на модифицированном танке Т-24, серийная постройка которого началась в 1932 году.

-8

Характеристики танка

-9