"Искусство легких касаний" - роман, состоящий из трех новелл, не связанных между собой. То ли авторская лень сказалась, то ли очередной троллинг критиков, но Пелевин превзошел сам себя в мастерстве автоцитирования.
"Иакинф" - явный образчик Пелевина 90-х, незатейливый рассказ про гида в горах, который приносит в жертву Баалу молодых столичных путешественников. (Кстати, Иакинф - один из вариантов имени древнегреческого Гиацинта, возлюбленного Аполлона. Гиацинту местами поклонялись, принося жертвы.)Зефир и Гиацинт. Рисунок на древнегреческой вазе.
"Искусство легких касаний", по которому и книга названа, пелевинская классика последнего десятилетия: роман в романе, актуальная новостная повестка, замешанная на мистике. Масоны, тайные культы, корпоративные издания, формирующие химер, американские и наши силовики, которые с помощью твитов в соцсетях влияют на сознание населения. Наши "внедряют" американцам политкорректность, левые идеи и феминизм с гомосексуализмом, те, в свою очередь, россиянам - представление о России как о полной жопе. Третья часть - "Столыпин" - отсылает к предыдущему роману "Тайные виды на гору Фудзи". В сиквеле олигархи придумали новую игру: подселяются в столыпинский вагон, которым этапируют настоящих зэков. Развлечение дорогое и практически безопасное: вагон смонтирован прямо на яхте. Но после ночи в компании уголовников жизнь на воле ценится совершенно по-другому.
При все уважении к автору, "Искусство легких касаний" - тот случай, когда прежнего Пелевина вспоминаешь с тихой грустью. И если "Иакинф" и "Столыпин" идут на ура, то основная часть воспринимается как газета годичной давности.
Виктор Пелевин - самый закрытый писатель страны. Странно, что до сих пор вокруг него не сложилось какого-нибудь тайного (или явного) культа, хотя все предпосылки для этого есть. Во-первых, учение (буддизм), которое лежит в основе каждого романа. Во-вторых, тайна: о последних почти 20 годах жизни писателя неизвестно ничего. У него нет аккаунта в сетях, он не дает интервью, он не появляется на публике. Кто-то даже утверждает, что и автора нет, а под его фамилией пишут другие, и "Пелевин" - вообще коммерческий бренд. В любом случае, эта стратегия верна, и автор (или его создатели) выбрали правильное направление для продвижения. Загадки порождают дополнительный интерес, и каждая книга идет нарасхват, хотя не всякая вышедшая стоит прочтения.