Хранитель иконографического наследия Сент-Луиса (Сенегал) прошлого века, Адама Силья, сокровища из архивов колонизации до береговой эрозии его города, задокументированные более 40 лет.
Посмотрите на непослушную камеру, лежащую на кровати с кротовым платьем и гривой в двух хвостах. В его комнате занавески, соответствующие одеялу, и висящая картинка, слегка наклоненная вправо, образуют своеобразное украшение.
Это были шестидесятые годы в сенегальском городе Сент-Луис, и это, должно быть, модная поза, которую девушка должна была видеть в египетском или французском фильме, который она изящно имитировала. Сегодня ее черно-белый снимок висит на одной из главных улиц города. Название модели неизвестно, но не имеет значения и потому, что эта фотография не только украшает альбом как семейный сувенир, но и является документом, "принадлежащим всему обществу". Это свидетельство эпохи, и что это за эпоха!
Автором портрета является Адама Силья, один из деканов фотографии в Западной Африке.
Родившийся в 1934 году, он сдержанный, ясный, ностальгический человек. Единственный в жизни своего поколения, который рос параллельно с развитием фотографии на континенте. Его толстые очки - которые позволяют ему держать любопытный взгляд все еще активным - и его традиционная одежда, кульминацией которой является темная гранатовая шляпа, придают персонажу торжественный, безмятежный вид.
Он с удовольствием говорит о своей молодости: он начал фотографировать в 1957 году в Доме молодежи в Сент-Луисе в то время, когда город, столица Французской Западной Африки, был портом ввоза технологических новинок, импортированных с Запада, которые привлекали изобретателей, авантюристов и фотографов из Европы, а также из других частей мира.
В 1963 году он начал работать в лаборатории музея Фундаментального института черной Африки (IFAN, позже CRDS), а два года спустя открыл свою мастерскую в рыбацком квартале города, в Гете Ндаре. Там, в доме его семьи, он принимает сотни людей. Он изображает прежде всего лебу, рыбацкую общину, одну из самых богатых в стране: каждый хотел портрет от Адамы Сильи по возвращении с хорошей работы, или рождение ребенка, или день празднования... "За один день я смог сделать более 100 клише. Я заработал так много, что помню, как возвращался домой с мешком монет, полученных за один день", - подтверждает он.
- Он был настолько признан, что его место работы не имело ни имени, ни знака. Это была студия Адамы Сильи в Гуэт Ндар: этого было достаточно, чтобы найти его. Иногда у него было столько требований, что он вызывал людей в музей CRDS на юге острова, где работал по утрам.
В 1950-е годы они фотографировали преимущественно буржуазные семьи, которые хотели имитировать поселенцев, но потом появились самые разные люди. Они пришли из любопытства, чтобы увековечить свои вечеринки, свои ритуалы... или как сувенир со своими семьями.
"Вы наблюдали, как они растут: их свадьбы, рождение детей и взросление.... Люди хотели задокументировать эту эволюцию. Моя студия, как и другие студия того же периода, была местом встреч, люди любили, когда их фотографировали", - объясняет он, - меланхолично.
Фредерик Шапуа, журналист и куратор выставки в студии Сент-Луиса, подчеркивает свое сочувствие. Фотографии Адамы Силлы 1960-1982 гг. приветствовали во Французском институте и в разных уголках города в июне-июле: "Это давало людям чувство комфорта, порой удивительное, и технически хорошее".
Выставка, которая, по словам его куратора, является "крошечным" образцом работы Сильи, является началом работы по сохранению хрупкого наследия, которое со временем обречено на разрушение.
Именно в 1860 году в Сент-Луисе было имплантировано первое исследование дагерротипа в Западной Африке. Хотя именно Бамако (Мали) получает международное признание как колыбель африканской фотографии, стратегическое расположение Сент-Луиса (который будет столицей Французской Западной Африки с 1895 по 1906 год) сделало его воротами в технологические инновации из Европы, появившиеся в результате колонизации.
Над его снимками летает загадочное прославление прошлого, его одержимость записью мира и его ритуалов очевидна.
Несмотря на то, что на протяжении почти пяти десятилетий (1965-2014) он является одним из ведущих студийных фотографов в городе, он определяет себя скорее как куратора, чем художника, и рассматривает фотографию, прежде всего, как инструмент документирования.
"Мой интерес состоял в том, чтобы делать документы. Увековечить Сент-Луис: его характеры, духовность, фестивали, спорт, политику, архитектуру..."
"Документируйте город, - говорит он. - Люди принимают меня за фотографа, но я куратор музея: музеевед."
Продолжение этой истории читайте в следующей статье.