Найти тему

Мультик или книга? – выбор очевиден

Многие современные дети не любят читать. «Зачем читать, когда можно посмотреть мультик?» - говорят они. И, как ни печально, тут есть доля истины.

Дети с раннего возраста "подсаживаются" на телевизор и мультики
Дети с раннего возраста "подсаживаются" на телевизор и мультики

Как формируется видео-зависимость?

Если родители дают неограниченно смотреть мультики, визуальный канал восприятия быстро развивается. Дети привыкают к ярким наглядным мелькающим картинкам, спецэффектам, быстрому течению сюжета. Историю, которую читать пришлось бы несколько дней, можно посмотреть за 15-90 минут.

Поэтому не рекомендуется показывать маленьким детям детские ТВ-каналы. Выбирайте 1-2 мультфильма или передачи, несущие смысл и развитие малышу, включайте в определенное время, как ритуал. Пусть ребенок даже не знает, что мультиков море, и их можно смотреть почти круглосуточно.

А что делать, если ребенок уже подсел на мультики и читать не любит?

Дошкольнику еще можно слукавить и сказать, что телевизор (ноутбук или планшет) не работает, детский канал больше не показывает, и теперь остается только читать книги. С более старшими детьми такой номер уже не пройдет. Придется объяснять, зачем и почему, тогда есть шанс, что ваш "мультоман" согласится добровольно.

В любом случае, для начала можно вводить аудиокниги, аудиосказки, аудиоспектакли в список ежедневных развлечений ребенка. Или читать вместе вслух книги, лучше с картинками.

Аудиосказки помогут научиться воспринимать на слух
Аудиосказки помогут научиться воспринимать на слух

Какие вопросы задавать в процессе и после прослушивания:

  • О ком эта история, кто главные герои?
  • Что с ними произошло? ("я выходила и все прослушала" или "я запуталась", расскажи мне кратко)
  • Кто из героев тебе понравился, на кого ты бы хотел быть похожим?
  • Как бы ты поступил в такой ситуации?
  • Какой урок получили герои сказки, чему нас учит эта история?

Это поможет ребенку лучше понять и осознать, что он слушает. Частая проблема видео-зависимых детей – у них не развито воображение, они не создают в воображении "видеоряд", пока читают или слушают. Мозг настолько привык получать уже готовые картинки, что первое время прослушивание книг дается с трудом.

Когда сформируется навык восприятия и создания визуального образа, читать станет интереснее и проще. Тогда можно и на бумажные книги переводить.

Смотрите другие статьи из серии "Как привить детям любовь к чтению":

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи!