Герой и награда
«Припоминаю одно событие, насчет которого получил информацию из бесед в Ставке. Обстояло все так: приехал пилот истребительной авиации на заседание Верховного Совета, где ему будет вручена Звезда Героя СССР. Награда была им, само собой, отмечена, как полагается, с друзьями, и уже в сумерках летчик возвращался подшофе восвояси. Внезапно закричала где-то женщина. Он поторопился туда и видит – девушка и рядом некий парень. Девушка сквозь слезы крикнула, что тот к ней приставал. Финал оказался невеселым – пилот пристрелил нападавшего.
В столице действовал комендантский час по причине военного положения. Быстро явились патрульные, стрелявшего взяли под стражу и отвели в комендатуру. Застреленный, как выяснилось, был не последним должностным лицом в бронетанковой отрасли.
Сталин как поручитель
Инцидент стал известен главе государства. Вникнув во все подробности, Сталин поинтересовался: что допускает советское законодательство для боевого летчика? Ему ответили: разве что взять обвиняемого на поруки вплоть до судебного заседания. Верховный главнокомандующий направил заявление в Президиум Верховного Совета с ходатайством о выдаче обвиняемого ему лично на поруки. Заявление было удовлетворено, пилот вышел на свободу, и ему сообщили, кто поручился за него. Пилот отправился в свой авиаполк, отважно бился и погиб во время воздушной схватки с противником».
Справедливость или нет?
Законодательство СССР предусматривало возможность освобождения обвиняемого от уголовной ответственности, если он был взят на поруки и за это время отличился, проявив храбрость и самопожертвование.
Убийство человека – преступление. Но летчик убил человека, защищая девушку. Дает ли это ему право на прощение? С точки зрения Отца народов – очевидно да.