Живое и не живое - как наука их перепутала. Часть первая.
Любой учебник общей физиологии сообщит вам, что всё живое имеет одинаковые в своей основе главные процессы жизнедеятельности. Это основополагающий принцип физиологии. Однако в случае теории фотосинтеза этим принципом решили пренебречь.
Изначально, когда теория фотосинтеза только только появилась, нарушение принципа единства основных физиологических процессов предлагалось в очень грубом виде. Предполагалось, что растения создают органику из воздуха и выделяют кислород, поглощая углекислоту. Животным же отводилась обратная роль - поглощать кислород, выделяя углекислоту и разрушать через окисление органические соединения. Получалось, что в таком соотношении между царством растений и царством животных - они дополняют друг друга и находятся тем самым в своеобразной гармонии.
Однако новые открытия в физиологии не оставили от такого представления камня на камне. Выяснилось, что растения, аналогично животным, тоже имеют дыхание, то есть поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Затем стало ясно, что животные, как и растения, тоже синтезируют органические вещества. Эти процессы в частности происходят в тканях кишечника позвоночных - синтезируются жиры, происходит фосфорирование углеводов, так же происходит синтез гликогена. Принцип единства животной и растительной физиологии стал находить всё больше и больше доказательств.
Однако старая идея о разных физиологиях растений и животных не исчезала. Причина этого - не сугубо научного характера, а чисто психологического. Удалить однажды сделанную ошибку оказалось слишком сложно. Тем самым на практике происходит обратное известному и несколько идеалистическому представлению о науке - когда считается, что наука способна к самоочищению. Теория фотосинтеза - лишь один из примеров того, как этот принцип на практике не срабатывает. Согласно ей растению приписываются свойства, совершенно противоестественные для всего живого. Основа жизни - дыхание, при котором кислород поглощается, а углекислота должна быть удалена из организма так как может ему повредить. Но растениям приписывают необычное и даже уродливое умение "питаться" углекислотой. Это должно бы вызвать настороженность, но наука здесь словно ослепла.
Нападения на теорию фотосинтеза были осуществлены сразу после её возникновения и с совершенно разных сторон. Это и естественно, так как невозможно сказать про неё, что она очень разумна. Многовековой опыт земледелия показывал, что растения дают хороший урожай всего при трёх условиях - тепло, влага и удобрения. Если использовать эти условия в правильной пропорции, то неизменно на выходе имеем хорошее плодоношение и рост массы растения. Теория же фотосинтеза говорит, что основная масса растения возникает не за счёт этих факторов, а за счёт своего рода "воздушного питания"....углеродом из углекислоты. О достаточном наличии углекислоты в воздухе никакой земледелец никогда в жизни не задумывался и не задумывается до сих пор.
Мы пришли к той ситуации, когда ежедневная практика жизни сама по себе, а наука сама по себе. Говорят, что критерий истины в науке - практика. Но в случае теории фотосинтеза про это как-то легко позабыли. В чём причина такой странной забывчивости науки о своих основополагающих принципах? Это мы рассмотрим в следующей части статьи, а сейчас только подведём итог. Итак, теория фотосинтеза нарушает следующие критерии, всегда считавшиеся в науке незыблемыми:
- принцип единства основных физиологических процессов для всех живых организмов
- принцип, согласно которому критерием всякой истины в науке является практика
Кроме того, теория фотосинтеза вошла в противоречие с открытыми позже процессами дыхания растений. Если растение осуществляет фотосинтез, то это значит, что в нём происходят сразу два взаимно полностью противоположных процесса: фотосинтез поглощает углекислоту и выделяет кислород, а дыхание того же растения наоборот поглощает кислород и выделяет углекислоту. Не напоминает ли это своего рода органический "вечный двигатель", который "движется за счёт собственного движения"?
Кроме того содержание углерода в воздухе в виде углекислоты крайне невысоко (0,02 - 0,04 %). А предполагается, что вся масса растения строится на основе именно из этого углерода. Как это может получиться? Следующим аргументом служит то, что никем и никогда не было экспериментально доказано, что при повышении содержания углекислоты в воздухе рост растения ускоряется. Эта зависимость наоборот обратная - хорошо известно, что растение, как и любой организм, при большой концентрации углекислоты начинает умирать.
Выходит, что теория фотосинтеза явилась в науке тем камнем преткновения, который заставил её пожертвовать здравым смыслом, практикой и самыми широкими и фундаментальными основами представления о физиологии всего живого. Дальше мы рассмотрим как это получилось исторически, какая логика подвинула учёных пойти по этому странному пути.