Найти тему
Доктор Клевер

Про медицину: взгляд юриста, бывшего врача…

Я прошу не читать эту статью, если Вы далеки от медицины. Я не хотела писать на такую сложную тему, но, когда ежедневно читаешь такую разнородную и противоречивую информацию про медицину, молчать уже сложно. Много букв, для тех, кто умеет читать текст, а не только слоганы в Инсте.

Я сама юрист, веду клиники в консалтинге, бывший врач, специалист по оргздраву.

То, что написано здесь, выводы из 22 лет работы (лечебной, преподавательской, юридической).

Что я вижу в происходящей ситуации в медицине?

1. Идет значительное изменение в подходе к лечению, к организации лечения, к восприятию ответственности врачей по результатам лечения.

Сейчас нельзя быть таким врачом, как учили в прошлом 20 веке, сейчас врач – менеджер, он и назначает, он и контролирует, он и себя продвигает.

Возможно, вам это не нравится.

А в других отраслях разве не так?

Врачи заинтересованы получать достойные деньги, поэтому имеет значение известность, народная молва, соцсети, да, оттуда чаще и идут клиенты, соответственно, в головах у некоторых врачей акцент на лечение, чуть сместился на акцент – самопродвижение.

2. Если сам врач не заинтересован в своем продвижении (например, стесняется двигать себя в соцсетях), эту опцию он автоматически перекладывает на руководителя медицинской организации.

Ты – начальник, с тебя и деньги, с тебя и решение всех конфликтов, а также уважение ко мне, как к врачу. Разумно ведь… Но немного упрощенно, однобоко.

3. Я не могу осудить врачей, так как эта ситуация возникла из-за убеждений прошлого, чему нас учили в мединституте.

Врач – лечи, руководитель – руководи. Всё просто в этой схеме.

Но почему-то до врача доходит не столько денег, сколько ему хочется, а руководитель нередко видит ситуацию с другого обзора.

Меня сейчас активно начнут осуждать за то, что я написала о деньгах. Мол, не за деньги работаем, а ради того, чтобы вылечить, помочь.

Хорошо, откройте свой трудовой договор, что там написано в предмете договора?

Вы работаете по такой-то специальности, а организация оплачивает Вам за это… Как-то так ведь. Там не написано, работаю, чтобы помочь, а если за это ещё и денег заплатят, так и вообще хорошо!)

Слушайте, все работают, чтобы жить, платить за квартиру, отпуск, детей, лекарства, близких, обучение… Врачу не 50 тыс. получать надо, а 250 и выше.

Менеджер по продажам ведь претендует на нормальные деньги, чтобы достойно жить.

Мы все погрязли в подсчете денег врачей, типа, много платят, а за что? Да не за что, а для чего?

Врачи – это люди, которые учились, чтобы работа приносила возможность реализоваться по жизни.

Поверьте, 6 лет учиться в меде, это непросто, а потом еще постдипломное, повышения квалификации…

Вывод: давайте честно, если врач работает как конь, с ночными дежурствами, на огромных участках, в очагах инфекции, за операционным столом – нужно платить… И не к 50 годам…Чтобы было понятно, зачем работать.

4. Руководитель медицинской организации – это большая тема. Давайте попробуем начать.

Руководитель – фигура важная. Главврач в госмедицине боится, надолго ли его поставили, сколько ещё продержится, боится конфликтов, судов, мало знает тонкостей законодательства, экономики.

А если и знает хорошо законодательство, есть проблема с его правоприменением.

И главврач нередко встает в позицию против врачей, за пациентов или за себя, за администрацию.

Вы скажите, вот он и виноват.

В чём?

Руководить маломальской больницей или клиникой - это ад.

Честно, со всех сторон, наезд. Проверки, конфликты, врачи, деньги, ремонт, суды, опять проверки. Все требования проверок выполнить нельзя. Ну просто надо исходить из возможностей. Приходится выкручиваться. Вы скажите: так они ж деньжищи получают! …

Вот опять про деньги! Получают, и деньги, и инфаркты, и постоянный стресс.

А в частной медицине – и того сложнее. Руководитель – собственник, чаще человек не из медицины. Он пришел создать больницу-сказку, в которой всем хорошо, и пациентам, и врачам.

Сказка обычно получается невеселой.

Так как медицина – это вообще, не про бизнес.

И придуманный красивый сервис в клинике, ласковый разговор сотрудников в клинике – не гарантия вылечивания, а скорее гарантия психологического комфорта.

Когда пациент осознает, что за комфорт он заплатил деньги, но к здоровью не продвинулся, он начинает конфликтовать, или попросту уходит.

Как уходит? Куда уходит? – кричит собственник. У нас тут цветы, стены яркие, диваны, что не так-то? В ответ: врачи. Не вылечили. Дорого.

Ох.. Опять врачи. И тут я пока остановлюсь, для следующего раза оставлю мысли.

-2

5. Так что же делать? Я вижу решение так:

- Давайте привыкать жить в новых условиях, с контролем качества, с учетом внедрения клинрекомендаций, с учетом «двойного лицензирования», если вдуматься, во всём этом есть смысл.

Реализация законодательства – это отдельная тема.

Хватит критиковать, надо вначале ознакомиться, понять.

Я заметила, критикуют те, кто даже и не пытался внедрять. Законодательство усиливает контроль, примите это. Если сейчас вы готовы меня критиковать, расслабьтесь, в начале почитайте все изменения ФЗ, приказы, обновления.

6. Для врачей. Коллеги! Лечите, как вас учили, работайте, боритесь, живите, будьте здоровы.

И пишите хорошо истории болезни и карточки, как для прокурора.

Такая она жизнь.

7. Для руководителя медицинской организации.

Чтобы быть успешным руководителем клиники, по-моему, нужно владеть 3 вещами (это, конечно, черты характера, но всё же):

- научитесь въезжать. Да, научитесь врубаться быстро в любую тему, например, маркировка лекарств, или антитеррористический паспорт, или требования к проверке, или конфликт. В начале разберитесь сами, не скидывайте темы руководства на других.

Глупый совет, но работает.

- научитесь делегировать. Но только после первого совета, чтобы можно было контролировать. Сколько руководителей, которые взваливают всё на себя…

- научитесь отпускать ситуацию. Это чтобы жить. Кто в теме, тот меня поймёт.

А пациентам – будьте здоровы!

Спасибо, если дочитали… Уффф…

Всем желаю добра и понимания.