Я прошу не читать эту статью, если Вы далеки от медицины. Я не хотела писать на такую сложную тему, но, когда ежедневно читаешь такую разнородную и противоречивую информацию про медицину, молчать уже сложно. Много букв, для тех, кто умеет читать текст, а не только слоганы в Инсте.
Я сама юрист, веду клиники в консалтинге, бывший врач, специалист по оргздраву.
То, что написано здесь, выводы из 22 лет работы (лечебной, преподавательской, юридической).
Что я вижу в происходящей ситуации в медицине?
1. Идет значительное изменение в подходе к лечению, к организации лечения, к восприятию ответственности врачей по результатам лечения.
Сейчас нельзя быть таким врачом, как учили в прошлом 20 веке, сейчас врач – менеджер, он и назначает, он и контролирует, он и себя продвигает.
Возможно, вам это не нравится.
А в других отраслях разве не так?
Врачи заинтересованы получать достойные деньги, поэтому имеет значение известность, народная молва, соцсети, да, оттуда чаще и идут клиенты, соответственно, в головах у некоторых врачей акцент на лечение, чуть сместился на акцент – самопродвижение.
2. Если сам врач не заинтересован в своем продвижении (например, стесняется двигать себя в соцсетях), эту опцию он автоматически перекладывает на руководителя медицинской организации.
Ты – начальник, с тебя и деньги, с тебя и решение всех конфликтов, а также уважение ко мне, как к врачу. Разумно ведь… Но немного упрощенно, однобоко.
3. Я не могу осудить врачей, так как эта ситуация возникла из-за убеждений прошлого, чему нас учили в мединституте.
Врач – лечи, руководитель – руководи. Всё просто в этой схеме.
Но почему-то до врача доходит не столько денег, сколько ему хочется, а руководитель нередко видит ситуацию с другого обзора.
Меня сейчас активно начнут осуждать за то, что я написала о деньгах. Мол, не за деньги работаем, а ради того, чтобы вылечить, помочь.
Хорошо, откройте свой трудовой договор, что там написано в предмете договора?
Вы работаете по такой-то специальности, а организация оплачивает Вам за это… Как-то так ведь. Там не написано, работаю, чтобы помочь, а если за это ещё и денег заплатят, так и вообще хорошо!)
Слушайте, все работают, чтобы жить, платить за квартиру, отпуск, детей, лекарства, близких, обучение… Врачу не 50 тыс. получать надо, а 250 и выше.
Менеджер по продажам ведь претендует на нормальные деньги, чтобы достойно жить.
Мы все погрязли в подсчете денег врачей, типа, много платят, а за что? Да не за что, а для чего?
Врачи – это люди, которые учились, чтобы работа приносила возможность реализоваться по жизни.
Поверьте, 6 лет учиться в меде, это непросто, а потом еще постдипломное, повышения квалификации…
Вывод: давайте честно, если врач работает как конь, с ночными дежурствами, на огромных участках, в очагах инфекции, за операционным столом – нужно платить… И не к 50 годам…Чтобы было понятно, зачем работать.
4. Руководитель медицинской организации – это большая тема. Давайте попробуем начать.
Руководитель – фигура важная. Главврач в госмедицине боится, надолго ли его поставили, сколько ещё продержится, боится конфликтов, судов, мало знает тонкостей законодательства, экономики.
А если и знает хорошо законодательство, есть проблема с его правоприменением.
И главврач нередко встает в позицию против врачей, за пациентов или за себя, за администрацию.
Вы скажите, вот он и виноват.
В чём?
Руководить маломальской больницей или клиникой - это ад.
Честно, со всех сторон, наезд. Проверки, конфликты, врачи, деньги, ремонт, суды, опять проверки. Все требования проверок выполнить нельзя. Ну просто надо исходить из возможностей. Приходится выкручиваться. Вы скажите: так они ж деньжищи получают! …
Вот опять про деньги! Получают, и деньги, и инфаркты, и постоянный стресс.
А в частной медицине – и того сложнее. Руководитель – собственник, чаще человек не из медицины. Он пришел создать больницу-сказку, в которой всем хорошо, и пациентам, и врачам.
Сказка обычно получается невеселой.
Так как медицина – это вообще, не про бизнес.
И придуманный красивый сервис в клинике, ласковый разговор сотрудников в клинике – не гарантия вылечивания, а скорее гарантия психологического комфорта.
Когда пациент осознает, что за комфорт он заплатил деньги, но к здоровью не продвинулся, он начинает конфликтовать, или попросту уходит.
Как уходит? Куда уходит? – кричит собственник. У нас тут цветы, стены яркие, диваны, что не так-то? В ответ: врачи. Не вылечили. Дорого.
Ох.. Опять врачи. И тут я пока остановлюсь, для следующего раза оставлю мысли.
5. Так что же делать? Я вижу решение так:
- Давайте привыкать жить в новых условиях, с контролем качества, с учетом внедрения клинрекомендаций, с учетом «двойного лицензирования», если вдуматься, во всём этом есть смысл.
Реализация законодательства – это отдельная тема.
Хватит критиковать, надо вначале ознакомиться, понять.
Я заметила, критикуют те, кто даже и не пытался внедрять. Законодательство усиливает контроль, примите это. Если сейчас вы готовы меня критиковать, расслабьтесь, в начале почитайте все изменения ФЗ, приказы, обновления.
6. Для врачей. Коллеги! Лечите, как вас учили, работайте, боритесь, живите, будьте здоровы.
И пишите хорошо истории болезни и карточки, как для прокурора.
Такая она жизнь.
7. Для руководителя медицинской организации.
Чтобы быть успешным руководителем клиники, по-моему, нужно владеть 3 вещами (это, конечно, черты характера, но всё же):
- научитесь въезжать. Да, научитесь врубаться быстро в любую тему, например, маркировка лекарств, или антитеррористический паспорт, или требования к проверке, или конфликт. В начале разберитесь сами, не скидывайте темы руководства на других.
Глупый совет, но работает.
- научитесь делегировать. Но только после первого совета, чтобы можно было контролировать. Сколько руководителей, которые взваливают всё на себя…
- научитесь отпускать ситуацию. Это чтобы жить. Кто в теме, тот меня поймёт.
А пациентам – будьте здоровы!
Спасибо, если дочитали… Уффф…
Всем желаю добра и понимания.