Найти в Дзене

Письменная речь и ее отношение к устной речи

Формальное различие между устной и письменной речью Живое, устное слово, как звук, мы воспринимаем посредством внешнего чувства - слуха, а письменное слово, будучи изображением, условным видимым знаком для произношения живого, устного слова, воспринимается нами зрением. Эти два различные пути воспринимания человеком устной и письменной речи обусловливаются различием физических сторон, или форм (звук и начертание), в которых проявляются та и другая речь. И это же самое служит основанием для внешнего различия между устной и письменной речью. Но мы знаем, что хотя с этой стороны, то есть формальной, нам и бросается в глаза полное несходство между звуковой и буквенной речью, но тем не менее, самая материя речи, то есть ее внутренний смысл, содержание, остаются одинаковыми, неизменными, как в устной, так и в письменной речи. Следовательно, хотя мы и подразделяем речь на устную и письменную, но, само собой разумеется, это подразделение относится только к форме речи, а не к ее материи, тольк
Оглавление

Формальное различие между устной и письменной речью

Живое, устное слово, как звук, мы воспринимаем посредством внешнего чувства - слуха, а письменное слово, будучи изображением, условным видимым знаком для произношения живого, устного слова, воспринимается нами зрением.

Photo by Will Kell on Unsplash
Photo by Will Kell on Unsplash

Эти два различные пути воспринимания человеком устной и письменной речи обусловливаются различием физических сторон, или форм (звук и начертание), в которых проявляются та и другая речь. И это же самое служит основанием для внешнего различия между устной и письменной речью. Но мы знаем, что хотя с этой стороны, то есть формальной, нам и бросается в глаза полное несходство между звуковой и буквенной речью, но тем не менее, самая материя речи, то есть ее внутренний смысл, содержание, остаются одинаковыми, неизменными, как в устной, так и в письменной речи.

Следовательно, хотя мы и подразделяем речь на устную и письменную, но, само собой разумеется, это подразделение относится только к форме речи, а не к ее материи, только, так сказать, к одежде, в которую облекается мысль, а не к самой мысли.

Мысль, как таковая, всегда остается неизменной и неделимой по существу: могут делиться и разнообразиться только формы, в которых она проявляется. И так как эти формы бывают разные, то и сравнительное значение их и достоинство по отношению к своей прямой цели должны быть не одинаковы.

Прямая же цель как устного, так и письменного, а равно и другого какого-либо способа выражения наших мыслей - одна: сделать наши мысли достоянием другого лица. Что же касается того, насколько совершенно достигается сказанная цель, то есть в полной ли степени или неполной, точно или неопределенно, верно или превратно усваивает наши мысли другое лицо, - то это находится в прямой зависимости не только от нашего умения владеть формой передачи мыслей, но и от существа самой формы.

Преимущество устного, или живого слова перед прочими формами выражения наших мыслей

Человек, как известно, может выражать свои мысли и чувства, кроме устного и письменного способа, еще разными путями: мимикой, живописью, скульптурой, музыкой. Но самая естественная, самая совершенная, доступная и необходимая каждому человеку из всех существующих форм выражения наших мыслей, это - врожденная человеку и исключительно ему одному на свете принадлежащая драгоценная способность - выражать свои мысли и чувства в форме устного слова.

Photo by Hannah Olinger on Unsplash
Photo by Hannah Olinger on Unsplash

Слово - это тело мысли. Ни одна мысль не только не может быть выражена, но и представлена или определена в сознании человека иначе, как только в форме слова. Уже при самом первом возникновении и зарождении своем в нашем уме, мысль тотчас облекается в словесную форму, и в этой только форме дает человеку возможность сознавать себя. Элементы мысли, то есть представления и понятия, а равно и отношения между мыслями, обозначаются в нашем сознании тоже не иначе, как только в словесно-мыслимой форме. Такова тесная и нераздельная связь между мыслью и ее орудием - живым словом.

Человек, прежде чем почувствует потребность выразить в воспринимаемых ухом звуках возникшую в его голове мысль другому лицу, сам мысленно слышит и осязает эти звуковые формы в своем сознании.

Из сказанного видно, что самая первичная, главная и присущая всем людям форма передач своих мыслей - устная, живая речь. Если же и существуют, помимо нее, еще некоторые другие способы выражения наших мыслей, то они, эти способы, не более как суррогаты живой органической речи, то есть бледные, безжизненные копии с нее, и употребляются они в тех случаях, когда, в силу пространственных или иных условий, физически невозможно обмениваться мыслями посредством живого, устного слова, - или когда, по требованию же опять-таки жизненных условий или каких-либо соображений, необходимо бывает живую словесную речь закрепить и увековечить посредством письменной или иной формы.

Еще несколько слов об интонации

Photo by MILKOVÍ on Unsplash
Photo by MILKOVÍ on Unsplash

Когда, по требованию смысла живой речи, мы хотим оттенить одни слова и мысли от других, то мы повышаем или усиливаем на первых голос, с целью придать им больше важности в речи, на других же словах и мыслях, менее важных по своему значению в данной речи, мы понижаем голос до обыкновенного своего уровня. Такой прием называется интонацией голоса. Соблюдать в звуковой речи интонацию - значит делать на словах или целых мыслях ударения и понижения голоса.

Если же мы, кроме того, во время произнесения слов и мыслей стараемся выражать в тоне нашего голоса еще известные музыкальные переливы, придающие словам и мыслям особые характеристические оттенки различных чувству - смирения, гордости, грубости, нежности, гнева и прочее - то это называется модуляцией голоса.