В СМИ появились сообщения о том, что 8 августа во время испытаний у ракеты «Буревестник» не включился двигатель, она упала в Белое море, ее подняли на платформу и в это время произошел взрыв. Мы не знаем, что взорвалось, так как официальные данные отсутствуют. Но описанные в СМИ картины очень похожи на правду, ибо подобные аварийные ситуации с ракетами уже случались на испытаниях сотни раз. Попытаемся представить, что могло произойти. В Капьяре ракету испытывали с простейшей наземной ПУ наклонного старта. При этом разгонный двигатель включался прямо в контейнере, выталкивал и разгонял ракету. Судя по всему, маршевого турбореактивного двигателя с ЯЭУ на ракете в Капьяре не было вообще, так как трасса проходит через территорию Казахстана и трудно даже представить, что могло произойти в случае аварии ядерной установки над территорией сопредельного государства. На Новой Земле испытания ядерных изделий возможны, но необходимая инфраструктура, контрольно-измерительные средства отсутствуют и за полетом ракеты не проследить. Поэтому была выбрана относительно более обустроенная Ненокса, находящаяся не в Казахстане, а в своей родной Архангельской области. Для безопасности была выбрана морская платформа. Пускать ракету с морской платформы, как с наземной ПУ, нельзя. Пламя разгонного двигателя спалит платформу. Нужен пороховой аккумулятор давления - ПАД. Но алгоритм пуска ракеты с ПАДом более сложный, чем алгоритм пуска без ПАДа. Вероятно, этот алгоритм не был полностью отработан. ПАД штатно вытолкнул ракету из контейнера и подбросил ее на высоту 20 -30 метров. Однако на этой высоте, либо ПАД случайно не отделился, либо разгонник случайно не включился. Потеряв скорость, ракета упала в море и ушла на дно. Ее нашли и подняли на платформу. Но автоматика пуска маршевого двигателя оказалась в полной исправности. От удара о палубу или других действий маршевый ТРД ракеты включился и заработал. Его пламя ударило о набитый топливом разгонный двигатель и ракета взорвалась. То есть ПАД сработал, маршевый двигатель сработал, все системы сработали, а незапуск разгонника - чистая случайность. Кстати, наиболее известный из подобных случаев произошел 24 октября 1960 г. на Байконуре. Ракета Р-16 была установлена на стартовую позицию, заправлена и подготовлена к пуску. Неожиданно возникли неисправности первой ступени. Стремясь осуществить пуск во что бы то ни стало к 7 ноября, маршал Неделин дал указание устранить неисправности на заправленной ракете. В это время сработала автоматика и произошел запуск двигателя второй ступени. Пламя работающего двигателя ударило о баки полностью заправленной первой ступени. Произошел взрыв, в результате которого погибло более 100 человек. Вскоре ракета Р-16 была доработана и долгое время верой и правдой служила РВСН.