Ещё летом я заинтересовалась этой темой. Искала и читала разные источники информации, размышляла, анализировала....
А тут на днях, увидела в одной из групп ВКонтакте вопрос от педагога.
"Здравствуйте! Уже писали о грамотности. Интересует вот что, вроде знают, что надо подбирать проверочные слова. Но как научить понять, когда их надо подбирать? То есть пишут, но не останавливаются подобрать, как усомниться что ли, правильно ли ты пишешь? А то пишем как слышим, то есть нет сомнения что надо писать "снек". Как самому засомневаться г или к? Тут у меня ступор какой то. Скажу, проверят, подберут. а сами нет. Спасибо!!"
Под данным постом пошли бесконечные обсуждения с предложениями вариантов заданий.... Я перечитала их все. И. Не нашла НИ ОДНОГО ответа на поставленный вопрос. Все рекомендации касались, начинались и заканчивались на приведении тренировочных упражнений для овладения орфографическим правилом. А СУТЬ вопроса осталась за кадром. То есть тему вопроса поняли, обсудили, а основную мысль нет)))
Меня это задело за живое. "Стоп.", - сказала себе я, - "Пора докопаться до истины!"
Я не буду теоретически обосновывать свою точку зрения. А рассмотрю данный вопрос:
✅ на основе наблюдения,
✅ опираясь на личный опыт,
✅ на собственном примере,
✅ с точки зрения элементарной логики.
Постараюсь осветить данную тему кОротенько и по сути.
Начнём с выделения основной мысли поста. Итак, "Как научить ребёнка усомниться в правильности написания слова?"
Разберёмся.
Например, нужно написать "Мама улыбается."
1. Когда я пишу, то я диктую себе то, что пишу. Не зависимо от того списываю или пишу без зрительного образца, например, под диктовку.
2. Я СОМНЕВАЮСЬ, когда диктую себе и НЕ ПОМНЮ как точно пишется.
Например: улыбается или улыбаетЬся. И если я СОМНЕВАЮСЬ, потому что НЕ ПОМНЮ, то
1) Если списываю, то смотрю как правильно пишется слово, сравниваю с образцом.
2) Если пишу без зрительного образца, то думаю и вспоминаю, как можно себя проверить? В данном случае, пользуюсь правилом, задаю вопрос "что делаЕТ?" - значит, улыбаЕТся.
Да, у меня есть ещё палочка-выручалочка отец Дмитрий. Он работает маляром, но всегда может помочь верным ответом, вспоминая при этом добрым словом свою учительницу русского языка. Кстати, когда мы только познакомились, а познакомились мы в интернете, он сразу получил ✅ к своей карме, как подозрительно грамотный претендент на мою руку и сердце. А что ждать от учителя с опытом работы? 😊 Это профессиональная деформация 🤪. Но это так, лирическое отступление. Простите 😉. Вернемся к теме.
3. Перед тем, как опубликовать статью, я проверяю написанное: внимательно перечитываю, и, если у меня нет сомнений в написании, то нажимаю "опубликовать".
Таким образом, обобщая выше изложенное:
1. Чтобы грамотно написать, нужно чётко, по слогам, без ошибок себе продиктовать. То есть в основе грамотного письма лежит грамотное орфографическое чтение.
2. Чтобы усомниться в написании, нужно забыть как правильно написать/продиктовать.
3. Написанное нужно обязательно проверить орфографически перечитывая, сравнивая с написанным образцом или образцом в своей памяти.
Опираясь на последние 3 абзаца, получаем, чему нужно учить детей:
✅ Детям необходимо тренировать моторную и зрительную память; нужно учить читать текст и диктовать его себе орфографически-как пишется. То есть учить чёткому, послоговому чтению без ошибок, до автоматизма.
✅ Учить правила. Даже не самой формулировке правил, а алгоритму действия. Для этого выделять в правиле основные слова, составлять по правилу схему или таблицу, например, для лучшего запоминания и осознания сущности правила. И, кроме правил, ещё можно и нужно использовать работу с орфографическим словарём. Я тоже частенько, когда отца Дмитрия нет под боком, обращаюсь к словарю 😉.
✅ Учить ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОВЕРЯТЬ написанное, читая орфографически, сверяя с образцом хранящимся в своей памяти или зрительным образцом.
P.S. Я практикующий учитель начальных классов. Теперь буду проверять на практике. На своём классе. Уже проверяю.