Мне эта тема важна, тк с одной стороны мне нужно замотивировать группу учеников на изменения в рамках курса по достижению естественной стройности и активного долголетия. С другой стороны, все то же самое я делаю в рамках проектов по бизнес-консультированию. Ведь ко мне приходят компании, в составе которых такие же разные люди, как и на курсе. И моя задача - создать максимально ресурсные условия для изменений у группы очень разных людей. Или скорее условия для появления мотивации.
В прошлой статье мы говорили про два полярных типа мотивации, когда уже найден ключевой фактор успеха и нужно переместится из точки А в точку Б. И про то, что одновременно существуют люди с негативной (мотивация “от”) и позитивной мотивацией (мотивация “к”). Соответственно, идеальный мотив для разнородной группы людей с обычным уровнем осознанности (пока большинство живущих на планете) должен содержать как картинку того, что случится, если ничего не сделать, так и картинку светлого будущего, в которое можно попасть и для этого нужно сделать … .
Сегодня я хочу поделиться с вами мыслями, которые родились всего неделю назад. Мыслями про то, как еще можно усилить мотивацию группы.
Мотивация - это энергия, необходимая на совершение работы по приближению к цели. Как же сделать так, чтобы этой мотивации стало так много, что работа перешла бы в категорию “невозможно не сделать”?
Ответ нашелся очень странным образом. Я изучал биохимические процессы вокруг сна и долголетия. И того, какие продукты питания могут этому способствовать. А главное - почему. В какой-то момент времени я замечаю , что среди продуктов, позитивно влияющих на сон есть те, что я уже давно внедрил в свой рацион, но с другими целями. И я увидел новую ценность в этом продукте. Потом я понаблюдал за своими реакциями и понял, что мое отношение к этому продукту изменилось. Я придаю ему какой-то новый смысл. Название продукта я специально опущу, тк важнее в этой статье не это, а способ создания комплексной мотивации.
Я проанализировал свой опыт из других сфер жизни. Например, при изучении книг я часто замечаю новые точки зрения на известные мне темы. И это позволяет мне переосмыслить уже имеющуюся у меня информацию и добавить в нее новую ценность из очередной точки зрения.
Последней каплей в разгадке этого ребуса стало мое недавнее обучение, где на одном из слайдов была простроена четкая взаимосвязь между ценностями, которые связаны с целью и тем, сколько энергии это дает для реализации цели. Пазл сошелся, инсайт был получен и некоторое время ферментировался в моей голове, чтобы выйти в итоге в этой заметке.
Итак, мотивация на достижение цели питается ценностями, которые несет достижение цели.
Например, цель - хочу выучить иностранный язык и сдать международный экзамен определенного уровня.
Ценности у такой цели могут быть разные - возможности трудоустройства, свобода выбора страны проживания, доказать что-то себе или кому-то, ценность “завершенности” процесса и экзамен как критерий завершения и так далее.
Перечень этих потенциальных ценностей может быть огромным. И два человека, которые учат язык (работают над системными изменениями в компании или внедряют в свою жизнь изменения для достижения активного долголетия и естественной стройности), добиваются этой цели ради удовлетворения совершенно разных ценностей. Хотя внешне они делают одно и то же)
И из этой ситуации у меня родилось сразу два инсайта:
Инсайт 1
Для создания групповой мотивации высокой степени интенсивности нужно делать ревизию ключевых ценностей группы и на этом строить групповую/командную мотивацию. Это помимо того, что учитывать наличие в любой группе людей с полярной мотивацией. То есть хорошо подготовленная мотивация будет включать в себя мини-исследование ценностей, которые являются для людей ключевыми. А также ревизия потенциально возможных ценностей, которые могут быть удовлетворены посредством достижения целеи.
Можно было бы остановиться только на втором подходе и не делать мини-исследования. Но я уверен, что мозговой штурм ограничен собственной картиной мира, а люди в группе очень индивидуальны и их ценности безусловно важно исследовать, чтобы найти новые ценности, которые станут ключевыми факторами успеха для создания необходимой мотивации.
Инсайт 2
Для целей создания собственной мотивации нового порядка можно проделывать работу со своими целями, исследуя те ценности, которые могут быть удовлетворены посредством достижения цели. Здесь важным будет уделение времени процессу. Стоит зафиксировать весь объем ценностей, который всплывет в памяти, чтобы можно было над ним какое-то время поразмышлять, выстраивая цепочки взаимосвязей.
Я проделал такую работу над несколькими целями и результат в виде списка моих ценностей по одному из проектов я выложу в качестве примера.
Пример
Цель - популяризация образовательного проекта “Я в Норме”. Я опущу детальную спецификацию этой цели, чтобы не отвлекать внимания от основной темы этой заметки.
Мои ценности, которые удовлетворяются в рамках реализации этой цели:
- Признание
- Свобода выбора и свобода действий
- Фундаментальность, надежность, глубина
- Обучаться и обучать
- Доказать правильность/значимость себе и окружающим
- Ценность крутого практического материала для книги, которую я пишу
- Возможность на практике реализовывать полученные мной знания
- Создавать условия для позитивных изменений у множества других людей
- Массовость и популярность методики курса
- Курс является частью долгосрочной концепции PsyTech - технологий, направленных на развитие мышления
- Ценность еще более глубокого личного осознания тех знаний, которые мы даем участникам курса
- Еще более глубокое понимание того “КАК” и “ЗА СЧЕТ ЧЕГО” удается достигать наилучших результатов
- Материальная ценность. Реализация курса позволяет получать доход для удовлетворения своих материальных потребностей
Вот такой вот список личных ценностей, которые удовлетворяются в рамках одной цели. Снова перечитал и очень вдохновился! Попробуйте проделать то же самое со своими целями и напишите мне, как изменились ваши ощущения, энергия. А я пока пойду раскапывать ценности для участников своих проектов!)