Персонажи книг в жанре средневекового фэнтези, сплошь и рядом щеголяют в кольчугах. И в этом нет ничего удивительного. Кольчуга в средние века была весьма распространена с претензией на массовость и потому хорошо известна как писателям так и читателям современности. Она неразрывно ассоциируется со средневековьем, являясь своего рода визуальным маркером средневекового сеттинга.
(То есть если вдруг попаданец оказался среди дурно воспитанных и еще более дурно пахнущих жлобов в кольчугах – будь уверен повезут в замок местного сеньора, что бы потом по приказу инквизитора сжечь на костре на потеху пейзанам.)
Она кажется авторам незамысловатой и интуитивно понятной, этакая рубашка из колечек, напялил которую на героя в начале квеста и порядок! А между тем это впечатление обманчиво.
Страницы произведений, в которых действие разворачивается в альтернативном средневековье изобилуют ляпами, нелепыми мифами и глупыми заблуждениями нередко выросшими из кинематографических штампов. Кто-то наверное фыркнет, мол подумаешь, ляпы, главное же нетривиальный сюжет о борьбе с Темным властелином, динамичные сцены порубания орд неэстетичных существ, на фоне спасения красавицы – принцессы, детально прописанные характера астеничного лучника и коренастого секироносца по обе стороны от ГГ, и прочие непредсказуемые рояли в кустах и искрометный хумор.
Конечно же, главное в этом! Вот только как-то так загадочно получается, что у авторов, не уделивших должного внимания изучению реалий сеттинга и проработке своего мира, достойных творений не выходит. И в 9 из 10 случаев причиной, закрытия книги на десятой странице является раздражение от потоков лажи, неуместности мыслей и нелепости поступков персонажей, да и просто анахронизмов и всюду торчащих ушей нашей действительности.
Я далек от мысли, что творя в жанре фэнтези следует углубляться в пространное бытописание, вдохновляясь картинками из археологических книг, но полагаю, что уровень понимания эпохи на фоне которой разворачиваются события, позволяющий не допускать абсурдных гэгов жизненно необходим для создания добротного литературного произведения.
Кто не согласен – ваше право. Все кто себя уважает – едем дальше!
Итак, мы уже говорили об авторском подходе при котором автор раз упомянув ношение кольчуги персонажем, далее имеет ввиду наличие ее на нем по умолчанию, в любых ситуациях.
И вот тут нас подстерегает первый гэг.
Кольчуга – это доспех, а не одежда
Ее надевают для боя и перед боем. Носить ее просто так, столь же нелепо как сегодня разгуливать в ОЗК.
Несмотря на относительную легкость она все же весит плюс – минус 10 кг, ношение которых утомляет, к тому же вес сдавливает грудь и затрудняет дыхание. Некритично, но при долгих маршах это дает о себе знать.
Но допустим путь ГГ пролегает по кишащему ассоциальными элементами лесу, или по пещерам, населенным склонными к девиантному поведению существами, тогда ношение кольчуги является оправданным и он натягивает ее поверх одежды, но тут как правило, авторы допускают второй гэг.
Кольчуга не носилась без поддоспешника.
Отчего-то авторы фэнтези не понимают, что такое присущее кольчуге качество как «несковывающую движений» гибкость имеет и обратную куда менее приятную сторону: предохраняя от порезов, она не способна гасить энергию удара. В результате чего, даже не пробивая кольчугу, оружие наносит тяжелые травмы: ушибы и переломы.
Для амортизирования ударов использовался поддоспешник, который представлял собой специальную военную одежду как правило либо состоящую из нескольких десятков слоев ткани, либо стеганую, туго набитую ватой, льняными очесами или конским волосом. Собственно защитой от оружия служил именно поддоспешник, (который часто сам использовался в качестве единственного доспеха) а кольчуга лишь обеспечивала непроницаемость защитного покрова. В описаниях битв Крестовых походов упоминались рыцари утыканные стрелами как подушечки для игл, которые продолжали сражаться как ни в чем не бывало, то есть пробив кольчугу стрелы вязли в поддоспешнике.
Это хорошо перекликается с «Хроникой» Бертрана дю Гесклена:
Вот летит острое копье,
Щит раздробило и повредило хорошую кольчугу,
Но акетон был прочным, из клееного холста.
Существует кстати забавный анекдот про индейцев и конкистадоров, когда последние увидев как легко стрела с кремневым наконечником выпущенная индейцем, пробивает кольчугу, тут же отказались от нее в пользу местных доспехов из ткани.
Глупость этого перла в том, что испанцы прекрасно знали, что стрела может пробить кольчугу, и конечно же носили ее не на голое тело, а поверх поддоспешной одежды. Поэтому никакой необходимости заимствовать доспехи индейцев не имели.
Чисто теоретически можно вообразить ситуацию, при которой ношение кольчуги без поддоспешника оправдано. Это скрытое ношение, их опасений покушения со стороны подлых наймитов Темного властелина. Но и тут есть свои нюансы ношение толстой крепкой кольчуги сложно утаить, а если сделать ее из мелких и тонкий колец, защитить она сможет только от случайных и слабых ударов. От сильного же и точного удара кинжалом, мечом или топором скрытая кольчуга все равно не защитит.
И вот тут часто встречается третий гэг, двуликий как Янус.
Кольчуга не защищает/защищает от всего.
Выбор заблуждения зачастую зависит не только от вкуса писателя, но и от художественной необходимости.
Вообще обе точки зрения ошибочны в силу своей категоричности и полярности. В дальнейшем я буду выкладывать статью посвященную испытанию доспехов, в том числе кольчуг, на прочность, поэтому сейчас не будем погружаться в эту тему досконально, ограничимся общими выводами.
- 1) Кольчуги широко варьировались по качеству (размер колец, толщина колец, плотность плетения и т.д.) поэтому какого – либо стандарта защиты не существовало.
- 2) Хорошие дорогие кольчуги, как сообщалось в дошедших до нас описях имущества характеризовались как «способные выдержать любой удар», «испытанные большим луком» (отлично перекликается с мифом о Триумфе большого лука, разоблачению которого я буду заниматься в последующих статьях)
- 3) Кольчуги применялись как часть комплекса защитного вооружения с крупными щитами. У римлян это был скутум, у раннесредневековых рыцарей – миндалевидный щит. Соответственно кольчуга даже с поддоспешником не могла надежно защитить воина от ударов, приходилось полагаться на щит. При этом по мере совершенствования доспехов щит уменьшался, а потом и вовсе исчез из употребления. (я расскажу об этом в последующих статьях) Отличным подтверждением моих слов могут служить разрубленные вместе с капюшонами головы павших при Визбю воинов.
Поэтому общие выводы тут можно сделать такие:
- Если автору требуется прочная, выдерживающая удары кольчуга, требуется определенное обоснование: изготовление ее у каких-либо высококлассных специалистов, изготовление из некоего особого материала, ну или на худой конец, для самых беспомощных – магия.
- Пробитая в битве или поединке кольчуга и ранения ее обладателя – это реальность.
- Отказ от «тяжелой брони» в пользу кольчуги, ради подвижности в групповом сражении – глупость. В поединке – возможно и обосновано, но при наличии щита для парирования ударов врага.
- Прорубание кольчуги мечом одним ударом вполне вероятно, особенно если он приходится в менее прочные зоны: бока, подмышку, спину. Пробивание кольчуги уколом еще более вероятно.
- Защита кольчугой воинов ориентированных строго на дистанционный бой (эльфов и их вариаций на тему) плохая идея. Если речь идет о представителях знати для этих целей (вынося за скобки латы) лучше пластинчатые доспехи: чешуйчатые, бригандинные, ламеллярные, как свидетельствует опыт японских буси, в таких конструкциях любые стрелы не страшны. Если по-дефолту, то матерчатые доспехи, которые защитят от большинства стрел.
Разумеется это далеко не все гэги и ляпы, которые допускаются авторами фэнтези и скорее всего будут еще статьи на смежные темы. Здесь же мы затронули только самые нелепые и распространенные заблуждения. Это ни в коем случае не всеохватывающая энциклопедия ляпов, это направление к размышлению и стимул к изучению матчасти.
Кроме вышеизложенной информации я полагаю всем любителям фэнтези будет интересно узнать о перевозке кольчуг, их хранении, чистке и предохранении от ржавления. Обо всем этом мы обязательно поговорим в следующих статьях. Подписывайтесь, что бы не пропустить.
Изображения любезно предоставлены Яндекс Картинками и сайтом, www.shutterstock.com.
Подписывайтесь, что бы ничего не пропустить,
не стесняйтесь задавать интересующие вопросы,
ставьте лайки
ну и если желание поблагодарить автора нестерпимо, шлите Алебардисту копеечку на вино и куртизанок.
Яндекс кошелек 4100110526699385