Найти тему
CinemaViT

Что советские киноделы позаимствовали у американского кино?

Оглавление
Плакат фильма "Веселые ребята" 1934 г., реж. Г. Александров Источник - i.pinimg.com
Плакат фильма "Веселые ребята" 1934 г., реж. Г. Александров Источник - i.pinimg.com

«Заимствование», конечно, не совсем точное слово. Речь идет скорее об обмене опытом и идеями между киносоздателями двух стран. Кто-то, называет это плагиатом, имея в виду, что советское кино развивалось гораздо медленней американского, а в таком случае опыт получается слишком не равнозначным. Отметим лишь, что многие представители западной киноиндустрии 30-х годов прошлого века отмечают, что у советских режиссеров новаторские, творческие идеи и у них есть чему поучиться. Что именно заимствовали наши кинематографисты у своих американских коллег? Давайте разбираться вместе.

Монтаж

Сейчас, у историков кинематографа существует такой термин, как «советский/русский монтаж». Если, кто из любителей кино, читающих эту статью, не знает значения этого термина, объясняем. Фильмы монтировали таким образом, чтобы кадры очень динамично сменяли друг друга. Это должно было держать зрителей в напряжении и эмоционально сильней воздействовать на них. И ведь держало и воздействовало! Даже сейчас, смотря картину «Броненосец Потемкин», нельзя не отметить потрясающую динамику!

Авторами этой методики монтажа считаются Сергей Эзенштейн, Лев Кулешов и Всеволод Пудовкин. Не многие знают, но идею именно такой склейки кадров, наши отечественные мэтры «подсмотрели» у своих американских коллег. В первые, быстрое чередование кадров применил Дэвид Уорк Гриффит. А советские кинематографисты, взяв его идею за основу, очень скоро пошли своим путем, продолжив изыскания в этом направлении.

Мультипликация

Ранняя, 20-30 годов, советская анимация, была основана на опыте Александра Ширяева и Владислава Старевича – первых русских мультипликаторов. Развивалась она размеренно и самобытно. Мультфильмы снимали с куклами на фоне неподвижных декораций, используя 17,5-миллиметровую плёнку.

Однако, после 30-х годов ситуация коренным образом изменилась. Министерством культуры СССР было принято решение взять курс на всеобщую «диснеизацию».

В 1934 г. на Московском кинофестивале посмотрели короткометражные фильмы с Микки Маусом. И были поражены абсолютно новыми и прогрессивными методами Уолта Диснея. Плавная смена кадров, рисованные персонажи – абсолютно новые возможности для мультипликаторов всего мира. Горячими поклонниками диснеевских мультиков были Эзенштейн, Александров и даже сам Сталин. Благодаря этому, в 1935 году, появился «Союзмультфильм».

Уолт Дисней разработал такие каноны производства мультфильмов, которые предполагали понятность и реалистичность, полностью соответствующие политическому режиму Советского Союза того времени. Мультипликация, выходившая с Союзмультфильма» была очень похожа на американскую. Как пример, можно привести «В Африке жарко», 1936 года.

Комедия

Автор и комедиограф Григорий Александров, на создание своих знаменитых «Веселых ребят», «Волга-Волга», «Цирк» был вдохновлен ранним Голливудом. В начале прошлого века, он, вместе с Эзенштейном недолго гостил у своих американских коллег.

В упомянутых картинах, даже не слишком искушенный кинокритик, отчетливо увидит влияние Чарли Чаплина или Бастера Киттона. Еще один, более поздний пример советского комедийного кино – фильмы Леонида Гайдая. При создании очередной картины, наш именитый мэтр так же руководствовался принципами американского немого кино: каламбуры, драки и трюки в исполнении гротескных героев.

Вестерн по-русски

Историко-революционные фильмы – кино, посвященное событиям Гражданской войны и октябрьской революции – занимают свое почетное место в советском кинематографе. Был и самый популярный жанр, так называемый истерн. Да-да, почти вестерн и позаимствован у американцев.

Любителем и инициатором этого стиля был сам товарищ Сталин. Лидер страны так впечатлился фильмом «Потерянный патруль» Дж. Форда, что тут же поручил отечественным кинематографистам снять нечто похожее. Так, советские люди увидели фильм «Тринадцать», режиссера Михаила Ромма.

Во времена Хрущевской оттепели, в 60-е годы, жанр истерн переживал вторую волну популярности. Хотя идеологическая линия уже не была основной в сюжете и уступила место развлекательной. Давайте вспомним такие картины как: «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Неуловимые мстители», «Седьмая пуля». Особо, хочется отметить «Белое солнце пустыни». Задуманный в жанре истерн, фильм в ходе съемок и благодаря русской душевности растерял половину своей зрелищности, зато получился просто потрясающе пронзительным и атмосферным.

Кадр из фильма "Белое солнце пустыни"  1969 г.  Источник - i.pinimg.com
Кадр из фильма "Белое солнце пустыни" 1969 г. Источник - i.pinimg.com

Зрелищность и масштаб

Ну и на последок, еще одно, более позднее заимствование. Во второй половине 20 века, за Голливудом уже закрепилась слава производителя масштабных и зрелищных блокбастеров с огромными бюджетами. Как вы помните, это было периодом советско-американских догонялок. Кинематограф 70-80 х годов, не исключение. Советские власти, желая показать, что «мы можем не хуже» санкционировали появление фильмов «Экипаж» и «Пираты 20 века». Самых кассовых, между прочим, фильмов советского кинопроката. Были и другие примеры, но, к сожалению, надежд они не оправдали и в прокате «провалились».