Быт
Молдавский народ хранил свой быт, язык, верования, песни и предания. Культура молдавского народа, развиваясь самобытно, имела много общего с культурой славян.
Предметы домашнего обихода, орудия производства и внешний вид жилищ, а также обычаи молдавского народа имели много общего со славянским народом.
Молдавский народ формировался в тесном содружестве с ними. Молдаванам были известны многие музыкальные инструменты, некоторые из них употреблялись в 15 веке в военном деле.
Фольклор
Народные песни и пляски, а также разные игры, сохраняющиеся в народе и и в наши дни, своими корнями уходит в далекое прошлое. Особо следует упомянуть многочисленные лирические песни. Некоторые мотивы популярные и в наши дни молдавской песни, восходят к глубокой древности.
Молдавские пословицы отражают быт и повседневные занятия молдавских крестьян. Часто в них идет речь о виноградниках и вине.
Военные победы оставили неизгладимое впечатление в народных массах. Народ воспевал подвиги молдавских войск. Они представляли разные подвиги войск Стефана, громивших венгерских, польских, татарских и турецких захватчиков.
Борьба с татарами и месть за всё горе, которое они приносили своими набегами мирному населению, получила отражение в народных песнях.
Славянский язык и письменность
В 14-15 веках Молдавия в ряде областей культуры стояла на одном уровне с соседними странами юго-восточной Европы.
Молдавия стала одним из центров, где сохранялась и развивалась славянская культура. Не случайно в Молдавии от 15 века сохранилось гораздо больше письменных памятников, чем в соседней Валахии, Болгарии, Сербии. Да и для самой Молдавии 15 век был веком подъема книжной культуры, что являлось естественным следствием больших экономических и политических успехов страны.
Письменность на славянском языке, созданная Кириллом и Мефодием получила широкое распространение среди славянских народов. Это же письменность на славянском языке распространилась в Молдавии и Валахии. Неизвестно, когда она впервые появилось в Молдавии.
Самые древние памятники молдавской письменности на славянском языке сохранились от 14 века. Они показывают, что в Молдавии в это время уже имелись свои собственные письма.
Славянский язык и письменность на нём употреблялись в государственной и церковной жизни. Знание славянского языка на Балканах было повсеместным, особенно среди духовенства и политических деятелей.
Распространению славянского языка содействовало тесная всестороннее общения Молдавии и Валахии с соседними славянскими странами. Валахия в предыдущие века политически была тесно связано с Болгарией, а Молдавия - с восточными славянами.
Тесные религиозные, культурные и политические связи с Москвой и Киевом не прерывались в течение ряда веков.
В 15 веке письменность на молдавском языке еще не существовала, но лица, писавшие на славянском языке, знали молдавский язык и часто славянские фразы вставляли в отдельные молдавские слова.
Молдавские летописи.
Первыми памятниками светской литературы в Молдавии были летописи на славянском языке, появившиеся в конце 15 века. В этих летописях описывались разные подвиги молдавских господарей и их деятельность по строительству и укреплению государства. Летописи, писавшиеся по заказу двора, являются памятниками официальной историографии, которая имела целью прославления господарей.
Написаны они в форме кратких заметок, выражающих отношение авторов к событиям. Симпатии автора всегда на стороне господствующего класса Молдавии, господаря, феодальной церкви. В летописи чувствуется пробуждение национального самосознания.
Выступая как патриоты Молдавии, летописцы ясно понимали, что главным врагом Молдавии того времени была Турция и против неё должны быть направлены все силы крестьян. Автор древней молдавской летописи проводит грань между Молдавией и Валахией: для него это - разные государства и разные народы.
Молдавские летописи - весьма ценный памятник молдавской истории, но, к сожалению, они дают нам почти исключительно сведения только о господарях и их приближенных. Народ, его жизнь и занятия не интересовали летописцев, и они о нём почти не упоминают.
Первая летопись была составлена по поручению Стефана, желавшего оставить для потомства память о своей деятельности по укреплению государства и успешной борьбе против многочисленных врагов.
Автором этой летописи был человек, близкий ко двору. Он старательно описывал частную жизнь и деятельность господаря и его приближенных. Летопись эта сохранилась в переделанном виде в нескольких списках.
В Молдавии в 15 веке переписывались и распространялись многие книги, завезённые как от восточных, так и южных славян и из Византии. Конечно, это были церковные книги, но переписывались и популярные тогда фантастические исторические сочинения, особенно о подвигах древних героев. Центрами переписок были монастыри.