Природное и общественное в человеке. Мировоззрение. Социализация. Мышление и деятельность. Потребности.
Человек-биосоциальное существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.
Биологическое существо:
- человек- часть живой природы;
- тело и мозг тире результат деятельности природы;
- наличие инстинктов; анатомия и физиология,
- биологические потребности;
Общественное существо:
- подавление и регулировка инстинктов
- формируется в обществе: речь, мышление, навыки.
- Не мыслит себя вне общества.
Темперамент- это совокупность динамических свойств психики (интенсивность, скорость, темп, ритм психических процессов и состояний.)
Темперамент и характер связаны.
Индивидуальные особенности человека позволяющие ему успешно заниматься определённого рода деятельности, называются способностями.
Виды способностей:
- интеллектуальная,
- художественные,
- организаторские,
- коммуникативные.
Способности
Общие
они определяют успех человека в различных видах деятельности умственные способности, развитая память, совершенная речь.
Специальные
они определяют успехи в специфических видов деятельности музыки, математики, техники.
Уровни развития способностей
Задатки - врожденные особенности нервной системы.
Одарённость - высокий уровень развития способностей человека, позволяющие достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности.
Талант - выдающаяся степень развития способностей.
Гениальность - это высший уровень развития способностей и талантов, связанные с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее известных, неизведанных путей творчества.
Биосоциальная сущность человека раскрывается в терминах индивид индивидуальность личность.
Индивид - это человек как единичное природное существо, представитель человеческого рода, продукт единство врожденного и приобретенного, носитель индивидуального своеобразных черт.
Индивидуальность - совокупность особенностей и свойств, отличающих одного человека от другого. Индивид со своеобразными, неповторимыми психологическими и личными качествами.
Личность - человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами, способность обучаться, трудиться, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы. Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, как члена общества .
Сознание - высшая свойственная человеку форма отражения объективной действительности.
Сознание представляет собой совокупность психических процессов, активно участвующих в осмысление человеком объективного мира и своего собственного бытия.
Обычно различают три формы сознания:
индивидуальное
групповое
общественное.
Социализация - это процесс, в ходе которого индивид усваивает основные элементы культуры нормы-правила своей группы в результате формируются социальные я.
Социализация длится всю жизнь.
Этапы социализации
Первичная
Промежуточная
Трудовая
Послетрудовая.
Воспитание - это передача от поколения к поколению знаний умений навыков социального поведения, нравственных норм.
- Деятельность, направленная на развитие личности ребенка, подготовку его к жизни, привитие определенных навыков поведения, личностных качеств.
Десоциализация - утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей.
Ресоциализация - процесс восстановления утраченных ценностей и социальных норм, переобучения, возвращение индивида к нормальному образу жизни.
Агенты социализации - это конкретные люди или учреждения, отвечающий за передачу социокультурного опыта.
Первичная
Родители родственники близкие люди учителя врачи.
Малые группы, с которыми подростки вступают в тесные межличностные отношения.
Вторичная
общественные организации, официальные учреждения, представители администрации.
Они не взаимозаменяемые, действуют узконаправленно, в пределах своей компетенции, в соответствии с предписанными, инструкциями СМИ, государство.
Основные факторы социализации.
Национальные традиции и обычаи,
средства массовой информации,
образование,
личность,
государственная политика,
социальное окружение,
самовоспитания.
Самосознание - определение человеком себя как личности, осознание им своего общественного статуса и своих социально значимых потребностей, мыслей, чувств, переживаний.
Самореализация - процесс наиболее полного осуществления личностью своих возможностей, позволяющих максимально полно реализовать творческий потенциал личности.
В следующей теме нами будут рассмотрены такие темы, как деятельность и мышление.