Найти тему

«Акварель» — легальный метафизический трип

Оглавление

Обычно я трижды думаю перед тем, как сходить в кино. Особенно — на русское. Каждый третий отечественный фильм из пяти — заимствованная калька или попытка заработать в моменте на хайпе. Но с «Акварелью» Виктора Косаковского все наоборот. Душа потребовала: «Да, мы туда идем!» на 57 секунде трейлера — когда сковывающую до мурашек красоту и мощь стихии прервал челлендж на черном экране:

«Словами не описать красоту фильма»

Через три часа после вызова в трейлере я попивала капучино по центру на половину забитого зала в «Октябре». Вышла в состоянии как после психоделического рейва. Не верьте отзывам критиков о том, что в фильме нет сюжета. Он просто не очевиден не искушенному зрителю. И не походит на привычные паттерны, потому что это метафизический трип. 

Картина рвет шаблоны с рекордной скоростью 96 кадров в секунду. В ней почти ни слова. Нет фейковых декораций и спецэффектов. Нет напудренных надоевших актеров. Полтора часа в кадре только главная героиня — вода в разных настроениях. Она предстает в самом хрупком состоянии — кромкой льда на Байкале. Так она уносит первую человеческую жизнь — спасатели на глазах мужа не вытаскивают из-подо льда женщину. Здесь звучат единственные слова в картине. И затихают на остаток фильма.

Стихия побезждает. Тонкая кромка забирает жизнь.
Стихия побезждает. Тонкая кромка забирает жизнь.

Не успеваешь осмыслить потерю, как вода толстеет, вырастает до 120 метров и с ревом рушится ледниками Гренландии. Она ревет о своей незащищенности белой музыкой и вступает в сговор с ветром, показывает мощь убийствами – ураганом «Ирмой» в Майами. А после стекает в грязь тихих рек Индонезии, чтобы попомнить о себе громадными волнами Атлантического океана.

Человек в «Акварели» на вторых ролях. Как обычно пейзаж в лентах о людях, здесь актеры — живая декорация к фильму о стихии. И это не привычные  фальшивые актеры. Они не смотрят в камеру, как дешевые комики. На них нет красивых нарядов и макияжа. Они молча рискуют жизнью, чтобы познать или покорить стихию.

Безумная покорительница стихии из фильма «Акварель» очаровывает отсутствием жеманности
Безумная покорительница стихии из фильма «Акварель» очаровывает отсутствием жеманности

Больше всего меня тронула пара яхтсменов, которые покорили волны размером с торговый центр в шторм. Они стартуют под виолончели Apocalyptica, но не видим, как возвращаются. Скорее всего, оба погибнут за кадром без пафосных речей, от которых тошнит в других фильмах. Но мы забываем о них, как о красивом пейзаже на закате со следующей стадией стихии. И все же лично у меня такие герои вызывают намного больше восхищения, чем Дайнерис на нарисованном драконе или Железный Человек, надевший камни Бесконечности на худосочную руку, чтобы все исправить. В «Акварели» мы видим глубокий смысл без пыли лишних слов и не отретушированную мощь. Но чтобы ее ощутить, нужно духовно дорасти.

Критики слишком поверхностны

Уважаемые критики хором голосят, что месседж в том, что человек — ничто перед стихией. В этом убеждает и девиз фильма на КиноПоиске — «Это ее мир, а мы лишь живем в нем». Но как по мне — это упрощающий ход маркетологов. Все равно что взять тюбик с превращающим в ведьму кремом для Маргариты и поставить его на полку масс-маркета между баночками от Нивея и Герлен по той же цене. Фильм глубже, тоньше, сложнее.

Смысл не в том, что человек — ничто перед стихией. Человек – это и есть стихия! Не будем спорить на сколько процентов, но большая часть наших атомов в жидком состоянии. Фильм не для того, чтобы поставить нас на место своим масштабом. И если мы внимательно присмотримся и причувствуемся, то поймем — лента о каждом из нас.

Когда в начале в полной тишине трескается лед на Байкале, в душе отзывается опасность. Тревогу усиливают ледники, которые после миллионов лет жизни с ревом падают в океан. Внутри отзывается дорогое сердцу, что мы теряем. Камера спускается воду, показывает, как исчезают последние пузыри воздуха. Здесь главная героиня начинает петь — миллиарды голосов капель умирающего ледника сливаются в недовольный гул.

Как не вспомнить «Парусник» Михаила Лермонтова  в фильме «Акварель» Виктора Косаковского]
Как не вспомнить «Парусник» Михаила Лермонтова  в фильме «Акварель» Виктора Косаковского]

Мощь растворяется в грязных реках Индонезии. Здесь мы видим уставшую воду — привет от ненавистной рутины. И эта грязь тянется почти десять минут, въедается под корку — показывает, как убога и ничтожна по сравнению с прошлыми состояниями. И когда надоедает окончательно, снова обретает величие поцелуем течений. Холодное серое и теплое синее, они смешиваются в диком танце. Здесь в зрелые души стучатся катарсис и инсайты.

Для верности вспомним 2011 год, другую картину Виктора Красовского «Да здравствуют антиподы!». Его героиня, 12-летняя девочка сказала, что в следующей жизни она хотела бы быть не человеком, не животным, не живым существом вообще, а «чистой байкальской водой». Это желание человека с чистой душой и стало идеей для шедевра. А разве в той девочке не было воды? По сути, вода в ней сама сформировала идею о себе.

Таки что, прям ни одного минуса?

Куда без них. Композитору Эйкки Топпинену респект за то, что записал балалайку Евгения Смирнова во льдах, но большинство треков слишком громкие и не к месту. Избитый финский метал — слишком просто для такой неоднозначной и загадочной субстанции, как вода. На мой нескромный вкус не хватило неоклассики со скрипками и арфами под поцелуй течений, хмурого стоннера под грязное спокойствие безысходных мертвых рек Индии и прозрачного эмбиента под финальный визуальный оргазм от величия водопада в финале.

Поцелуй течений под финский метал — серьезно?
Поцелуй течений под финский метал — серьезно?

Продолжение об эпичных фейлах и опережающих время инсайтах читайте на моем сайте, в современной Касталии

Если вы прониклись мистерией, пожалуйста, поставьте лайк, подпишитесь на канал и сделайте репост записи. Пусть о нас узнают как можно больше думающих людей.

Автор: Лана Сергеева