Найти в Дзене
Всё не зря

Макаренко на нас нет...

Оглавление

Когда вокруг не наблюдается порядка, никто не несет ответственности за проступки, часто звучит сакраментальная фраза: «Сталина на нас нет!». Когда в обществе потеряны ориентиры воспитания подростков и молодежи, хочется крикнуть: «Нет на нас Макаренко»!

Обычный случай

В переполненную маршрутку вошли подростки лет 13-14. Свободных мест не было, но не прозябать же детворе на остановке еще невесть сколько… Среди школяров, склонив голову, чтобы не «пробить» ею крышу транспортного средства, стояла возрастная женщина.

Подумалось: в тесноте, да не в обиде! Как бы ни так! «Обида» не замедлила «явиться» буквально через пару остановок. – Одна из девочек уверенно плюхнулась на освободившееся место, тогда как ее «мама», а возможно, «бабушка» продолжала «нависать» над нею. Пришлось поступить «по-макаренковски»: «не самодурствовать, не гневиться, не кричать, не упрашивать, а дать спокойное, серьезное и деловое распоряжение»: «Встань немедленно и уступи место женщине!».

Великий педагог советовал «не упрашивать», размышляя по поводу семейной дисциплины. Но «маршрутка» – та же семья. В ней едут отцы, матери, бабушки, дедушки, сестры, братья… Тот еще простор для воспитания.

Права без обязанностей

Девочка сердито сверкнула глазами из-под надвинутого до бровей капюшона куртки, но встала. Женщина заволновалась: «Да пусть ребенок сидит!». «Малышка» (ученица 6-7 класса) сделала движение сесть вновь. «Нет, не пусть! Встань!». Благо в салоне никто не «взвился кострами»: что вы ребенка тираните, а если он качнется, упадет, сломает ручку (ножку, пальчик). Что ломается душа и сердце – не страшно?

Наверное, среди пассажиров не присутствовали представители «прогрессивного человечества», горой стоящие за воспитание «свободных личностей». Или просто все были по горло сыты масштабами «детских свобод». У современных «малышей» столько прав, что они даже не знают, что с ними делать. И почти нет обязанностей. При таком дисбалансе вряд ли можно вырастить хорошего человека…

Снова Дом-2?
Снова Дом-2?

Не секрет, что когда вокруг не наблюдается порядка, никто не несет ответственности за проступки, часто звучит сакраментальная фраза: «Сталина на нас нет!». Когда в обществе потеряны ориентиры воспитания подростков и молодежи, хочется крикнуть: «Нет на нас Макаренко»!

Горячие детские натуры

Согласно позиции ЮНЕСКО, всемирно известный воспитатель, педагог и писатель Антон Семенович Макаренко (1888-1939) отнесён к четырём педагогам (наравне с Д.Дьюи, Г. Кершенштейнером, М. Монтессор), определившим способ педагогического мышления в XX веке. Кое-кто утверждает, что его методы устарели.

Если это так, то печально. Ведь педагогика Макаренко, в первую очередь, – о качествах настоящего человека. Он не радел за воспитание «строителя коммунизма», идейного пионера или комсомольца. Он был за то, чтобы рождалась и крепла юная душа, способная любить и бороться, рисковать и брать на себя самые трудные задания. Нам теперь этого не надо?

Разве так можно?
Разве так можно?

Антон Семенович не очень переживал за показатели успеваемости. А вот о живом течении отношений, деловых ситуаций беспокоился! «Главная беда школы, — говорил он, — дисгармония между бушующими, сильными, горячими натурами детей в 12-14 лет и скукою детского коллектива». Как будто вчера написал!

Уткнувшиеся в сотовые телефоны дети, не читающие полезные книги, зеленые девчушки с нарощенными ногтями и накрашенными глазами , сидящие за партой. Мальчишки, не вылезающие из компьютерных игр. И больше ничего. Это ли н е скука? Хуже – заплесневелое болото…

«Пахали» после уроков

Советская власть планировала хорошо выучить и прекрасно воспитать всех граждан нового общества. И это отчасти здорово. Сколько генералов, адмиралов, хороших начальников вышло из рабочих и крестьян. Но не все обучаемые тянули высокую планку.

Макаренко еще «сто лет назад» говорил, что одинаковый предметный курс в школе не нужен. «Одним достаточно дать только обычную грамотность, не больше, как за четыре класса, другим — грамотность семилетки, третьим – а знания специального техникума, четвёртым – общее среднее образование с установкой на вуз».

Примерно к этому сегодня и пришли. Правда, современная образовательная градация больше обусловлена возможностями «богатых и бедных» родителей (и еще бог знает чем, но никак не заботой о ребенке). Старшее поколение подтвердит: в Советском Союзе (и у Макаренко) в почете было трудовое воспитание.

Так лучше.
Так лучше.

После распада СССР педагогика взяла курс на «свободное развитие личности», которое вылилось в целые поколения ребят, которые не знали, что такое мыть полы в классе, таскать кирпичи, воду. Сохранился интересный документ, – график, по которому старшеклассники одной из школ небольшого городка на Волге, в свободное от учебы время, складывали в стопы сваленный с грузовика силикатный кирпич. Дети содействовали тому, чтобы строительные бригады скорее приступили к возведению корпуса ДЮСШ №2. Видано ли такое сегодня!

Что полезнее?

Зато кое-что другое точно видано! Взять хотя бы недавно стартовавшее шоу «Яхта любви» ( в дополнение к десяткам подобных). Там на десять девчонок по статистике три парня. И все они «чего-то» «ищут», а девушки знай перед ними «показываются»: мелькают всеми частями тела.

Демонстрируется все: убийства, насилие, разврат. В игре «Симпсоны» показывают , как зажарить ребенка… И все это сопровождается бегущей строкой: «Курение опасно для вашего здоровья». Идет фильм про войну, в окопе курит солдат – это опасно для здоровья.

А «Яхта любви» – полезна? Уступать место взрослым в автобусе – упаси, Господи! А сидеть, когда рядом стоит старик – нормально? Пить квас детям и подросткам («по-малышевой») – «заражаться» алкоголизмом, а смотреть «странные» телевизионные передачи про Шурыгину – «опыляться» высокой моралью? Нет на нас Макаренко!

Говорят, педагогическое наследие Антона Семеновича возвращается. Есть шанс, что в школы (семьи, «маршрутки и дворы») вновь придет истинное воспитание. Обращение к Макаренко с его убежденностью, что человек воспитывается целым обществом, как никогда важно. Ведь тогда общество вынуждено будет оздоровиться. Сколько можно растить патриотов, смелых, добрых, грамотных людей только «на словах» – номинальными мероприятиями, пустыми словами, после которых дети вынуждены возвращаться совсем в другую жизнь.

Автор: Марина Караваева-Неженцева