В интернете все пишут, что Никита Михалков сейчас не торт. Вот раньше снимал хорошие фильмы, а теперь – плохие. Никому не нравятся. Что же, дело вкуса … но был такой фильм Михалкова, который тогда, в прежнее время вызвал у меня полное недоумение. Имею в виду фильм «12».
Ремейк «Двенадцать рассерженных мужчин»
Михалков тогда решил снять ремейк старого американского фильма «Двенадцать рассерженных мужчин». Ну, американцы любят суд, имеют пристрастие ко всем делам, связанным с ним. И в нашем кино действуют двенадцать присяжных заседателя. Но они наши, отечественные. Постепенно в фильме становится понятно, что эти заседатели еще не разобрались в вине подсудимого, но понемногу, один за другим начинают его жалеть. Да, жалость выше закона, но невозможно жалеть того о ком еще ничего не знаешь. Присяжные разные, становится понятно, что они отображают образ народа. Такой коллективный портрет. Но как-то не верится в изображенное. Понемногу заметны противоречия, неточность, даже вранье.
В фильме явно показано превосходство кавказцев над русскими ханыгами. Сам герой Михалкова, бывший русский офицер Николай сначала, якобы пытаясь посадить подсудимого, тоже изображал плебея и ханыгу. Похоже, что режиссер Михалков старался понравиться западному критику и зрителю. И это удалось. В награду им получен специальный венецианский золотой лев. Да, актеры великолепные, отличная операторская работа, но этому фильму сложно поверить. Это не «Пять вечеров».
Во многое не верится
Допущения тут – слишком допущения. Понятно, что искусство, кино – это образ, фантазия, это не зеркало, но психологическая достоверность всегда должна сохраняться. Один из присяжных, хирург (видимо, армянин) высказался за честь и честность подсудимого, чеченца. Полная ерунда. Армянин никогда не поверит чеченцу и наоборот. Тогда можно было мне не доверять, но вот недавно появился пример. Чеченская певица не смогла выйти замуж за армянина – Кадыров запретил.
Фильм был снят давно, но и тогда было понятно, что западные либеральные идеи весьма сомнительны. Многое, случившееся после этого фильма, подтвердило это мнение. И захват «Норд - Оста», кажется, был после него. Тогда шла война. Невозможно было уверовать в благородство чеченцев, доверять им, когда шла торговля рабами на рынках, захватывали роддома, взрывали дома.
Было сказано, что в России неизбежны грязь, бардак и дебилизм. И это навсегда, исправить такое невозможно. Но мне уже тогда было понятно, что бардак, труба отопления в спортивном зале, возник от одного – нет денег. Время показало, что мое мнение было правильным. Смешно, когда в бардаке нас обвиняют с Украины. Достаточно увидеть пару кадров хроники об них … сразу вспоминается прежнее, наша перестройка.
Запертые в спортивном зале герои сидят там совершенно спокойно, почему-то забыли про свои дела. Даже я стал за них беспокоиться. А эти присяжные остались невозмутимыми, даже когда один из них стал рассказывать про свою любовь, убивать общее время. Когда Николай, герой Михалкова, сказал, что морочил головы, умышленно изображал обвиняемого молодого чеченца виновным, а на самом деле он вовсе невиновен, я подумал, что сейчас этого Николая станут бить, но на экране все было умиротворенно, тихо. Чувствовалось, что подсовывается какая-то фальшь, какое-то цыганское золото.
Элементы детектива
В начале фильма этот Николай, увидев, что большинство присяжных заседателей высказались за вину обвиняемого, решил ими манипулировать. Даже сам умышленно проголосовал за обвинение. В фильме видны элементы детектива, явно, что основу сценария взяли у американцев. Для автора в детективе есть основные сложности.
Автору нужно создать, придумать такие поступки или преступления героев, о мотивах которых читатель ( зритель ) не сможет догадаться.
Сделать так, чтобы эти поступки были психологически достоверными.
Последнее – самое сложное. Это знакомо, сам писал детективы. В достоверность действий персонажей в фильме «12» никак невозможно поверить.
Фильм малологичен, одни действия противоречат другим. Похож на неправильно собранный кубик Рубика. Потом стало понятно почему. Снимали без сценария. Каждый съемочный день играли то, что только что придумали. Именно отсюда такая противоречивость .
Конец фильма
Когда фильм в кинотеатре, наконец, закончился, ожидал, что вот теперь проснется народное недовольство, народ недовольно загудит. Но все было тихо, а, когда вышли из зала на улицу, даже услышал в толпе « а мне понравилось». Так удивился.
Что ж, раз народу нравиться, пусть так … значит, получается, что фильм хороший. Сейчас говорят: хорошая книга та, которую читают. Но вот мне не понравилось.
Если понравилось, можно поставить палец вверх и подписаться на канал.