- Самые важные аспекты нашей взрослой жизни развиваются в подростковом возрасте, поэтому этот период считается самым сложным в развитии человека.
В клинической психологии есть вид психотерапии, подростковая психология, именно она работает с этим слоем населения. Данная отрасль науки занимается личностной идентичностью, личностью, формами наших межличностных отношений и самоуважением. Перечисленные аспекты очень важны для эмоционального здоровья человека на протяжении всей жизни, и поэтому важно в подростковом возрасте прорабатывать именно эти аспекты. В данной статье речь пойдет об одном из самых важных аспектов: самооценке личности у подростков.
Что такое самооценка?
Чтобы начать видеть самоуважение в подростковом возрасте, необходимо понять, что мы подразумеваем под самоуважением. Итак, самооценка понимается как совокупность мыслей, представлений о себе и субъективной оценки, которую мы даем по этим аспектам. Среди факторов, составляющих самооценку, - оценка наших достижений, наших возможностей, наших достоинств и недостатков, нашего телесного облика, нашей деятельности в социальных отношениях, нашей способности учиться и т.д.
Данные виды самооценки включают не только когнитивную составляющую, но и эмоциональную составляющую. Другими словами, оценка, которую мы даем себе, порождает эмоциональную историю, которая, в зависимости от того, насколько она негативна или позитивна.
Самооценка в подростковом возрасте
Теперь, когда мы знаем, что такое самоуважение, давайте посмотрим поближе на то, что такое самоуважение в подростковом возрасте. Как мы видели, самооценка - это не только то, что мы думаем о себе, но и то, как мы ее ценим. В подростковом возрасте некоторые аспекты, которые будут определять, кто мы такие и что мы чувствуем по этому поводу, являются неизведанными. В подростковом возрасте мы ищем свои вкусы, чувствуем себя и отличаемся от остальных тем, что познаем себя и устанавливаем, кто мы есть на самом деле.
Поэтому самооценка на данном этапе приобретает особое значение, поскольку она заложит основу для будущей самооценки. Однако самооценка начинает формироваться и в детстве, но именно в подростковом возрасте, когда становление вместе с осознанием себя начинает более важным образом соответствовать.
На процесс становления самоуважения влияют многие аспекты, как внутренние, так и внешние. Что касается внутренних факторов, то особое внимание уделяется опыту познания, а также тому, как он относится к успехам и неудачам, которые происходят в его жизни, равно как и его способу мышления и интерпретации реальности. В частности, особое значение приобретают родители и близкие родственники, их друзья и сверстники.
Последствия низкой самооценки
Увидев, что такое самооценка в подростковом возрасте, можно задаться вопросом, что происходит с подростками, которые не развивают хорошую самооценку? Последствия отсутствия хорошей самооценки в подростковом возрасте весьма разнообразны. Одной из наиболее распространенных проблем во взаимоотношениях с другими является то, что они, как правило, прекращают заниматься познанием себя из-за того, что не могут делать это должным образом. Они также склонны быть очень застенчивыми, что затрудняет им со сверстниками иметь хорошие отношения. Кроме того, распространено также то, что некоторые подростки с низкой самооценкой, как правило, хотят привлечь внимание как способ получения внешнего одобрения и, таким образом, чувствуют себя хорошо.
Как помочь подросткам иметь хорошую самооценку?
Когда у нас есть подросток с низкой самооценкой, нашим первым инстинктом является желание помочь ему, и мы задаемся вопросом, возможно ли это. Как мы упоминали в предыдущих пунктах, самооценка, особенно на этих ранних этапах, формируется внутренними факторами, а также внешними факторами, среди которых являются сообщения, получаемые из окружающей их среды. Поэтому, если мы находимся в контакте с подростком с низкой самооценкой, мы играем важную роль в оказании ему помощи в решении этой проблемы. К числу мер, которые мы можем принять, чтобы помочь таким подросткам, относятся позитивные сигналы в их адрес и их индивидуальность. Мы также имеем большое влияние, которое мы можем использовать, чтобы помочь им позитивно интерпретировать ошибки и неудачи и отличать конструктивные сообщения средств массовой информации от тех, которые таковыми не являются.
Однако, если, несмотря на то, что подростки используют наши сообщения для повышения самооценки, у них все еще есть проблемы в этом аспекте, важно, чтобы им была оказана профессиональная помощь. Таким образом, мы избежим будущих проблем не только с самооценкой, но и с проблемами с питанием, депрессией и т.д. Если у подростка наблюдается снижение самооценки, то стоит обратиться к психологу. На данном этапе развития беседа с родителями может, в какой-то момент, только усугубить состояние, а вот беседа со специалистом принесет хорошие плоды.