В школьных учебниках истории в главе, посвященной усмирению восстания индийских сипаев в Индии, можно увидеть ужасающие иллюстрации. Пленные индусы стоят, привязанные к пушечным жерлам. Как только раздастся выстрел, тело несчастного в прямом смысле этого слова будет разорвано на части.
Аналогичная казнь показана в фильме «Капитан Немо». По сюжету, один герой объясняет другому, почему такой способ был выбран британскими колонизаторами. Согласно верованиям индусов, если тело уничтожено, то душа не сможет возродиться в будущей жизни. То есть умирает не только тело, которое является всего лишь «бренной оболочкой», но и бессмертный дух.
Правдиво ли это объяснение? По каким причинам британцы выбрали именно этот вариант усмирения непокорных индусов? Попытаемся разобраться в этом вопросе!
«Дьявольский ветер»
Расстрел из пушки имеет название «дьявольский ветер». Он описан в нескольких книгах, посвященных приключениям пиратов. Однако эти книги были написаны позже, чем произошло восстание в Индии. Поэтому историки сходятся во мнении, что пираты своих пленников из пушек не расстреливали, а на кровавые сцены авторов книг натолкнули события, произошедшие в Индии в 19 веке.
Существуют две разновидности «дьявольского ветра». В первом случае жертву убивают при помощи ядра. Смерть при этом наступает мгновенно. Во втором варианте используется холостой пороховой заряд, и казненный в течение какого-то времени мучительно агонизирует. Если казнь производится при помощи ядра, голова практически всегда отрывается от туловища.
Есть альтернативное мнение, что «дьявольский ветер» изобрели не англичане, а сами индийцы. Еще в 16 веке подобная казнь была применена султаном Бабуром, который основал династию Великих Моголов.
Российский художник Верещагин утверждал, что голова у казнимого отлетает по спиральной траектории. Интересно, что сам он на таких казнях не присутствовал, однако в 1884 году, изучив литературные источники, изобразил «дьявольский ветер» на своей картине. Полотно называется «Казнь англичанами пленных сипаев». В настоящий момент картина находится в чьей-то частной коллекции.
Специалисты полагают, что Верещагин изобразил не казни, которые производились после восстания сипаев, а расстрелы членов секты намдхари, которые были произведены в 1872 году. Связано это с тем, что казнимые одеты в белые одежды, которые предпочитали сектанты.
Верещагин вспоминал, кто когда картина была выставлена в Лондоне, британцы категорически отрицали, что могли применять эту мучительную казнь. Однако отставной генерал, который принимал участие в кровавых событиях, похвастался художнику, что «дьявольский ветер» - именно его изобретение.
Преувеличение Верещагина
Верещагин полагал, что «дьявольский ветер» вселял в души индийцев ужасный страх. Особенно эта казнь пугала представителей высших каст: для них было немыслимым после смерти быть перемешанными с людьми, относящимися к низшим кастам.
По мнению Верещагина, индийцы высших каст стремились не прикасаться к собратьям из низших. А если такое прикосновение случайно произошло, индиец старался как можно быстрее помыться и принести жертву богам. Поэтому, например, для брамина наихудшим кошмаром было оказаться погребенным рядом с парией.
Историки не соглашаются с мыслями художника. Связано это с несколькими причинами. Во-первых, в Индии неприкасаемыми являются только парии. И страх индийца высшей касты прикоснуться к представителю низшей Верещагин сильно преувеличивал. Во-вторых, по верованиям индийцев, перерождение после смерти им гарантировано, каким бы образом они не умерли. Наконец, британцы казнили именно парий, которые и явились инициаторами восстания.
Кто бы ни был «автором» казни при помощи пушки, можно сказать одно: этот способ умерщвления врагов является одним из самых кровавых и ужасающих за всю историю человечества.
Ставьте лайк, если статья вам понравилась, и не забудьте подписаться на канал.
Вопросы по сотрудничеству: VK- https://vk.com/moi1992