Первая версия этого текста вышла в "Вестнике Союза экопоселений и экоинициатив России ‘2019 год". Версия ниже - обновлённая и расширенная (январь 2020г.). Версия в ВК. Версия на английском живёт на Medium.
Введение
За четыре года жизни среди переселенцев из городов в сельскую местность на территории бывшего СССР у меня стали складываться несколько наборов “обобщенных портретов” таких внутренних мигрантов. Из этих наборов вырисовывается “классификация” или “типологизация” переселенцев и форм постурбанистических образов жизни. Для чего она может быть полезна? Чтобы увидеть и понять в этом контексте:
- Кто я, кто мы, кто наши соседи?
- Где я (мы, они) сейчас и куда я, мы, они идём?
- Кто и в каких форматах может присоединиться к переселенческим процессам в ближайшем и отдаленном будущем?
Предлагаю рассматривать представленные обобщения как повод для размышлений и рефлексии, а “наборы” - не как навешанные и прибитые ярлыки, а как множества, которые можно перегруппировывать и менять их структуру, добавлять подтверждающие и опровергающие классификацию примеры. Текст пишу так, чтобы читатель, не знакомый с переселенческой тематикой мог вникнуть в него без предварительной подготовки. В некоторых случаях даю ссылки на свои отчёты о посещённых местах. Про Урал, Сибирь и Алтай (в частности про общину виссарионовцев в Сибири и рериховцев в Уймонской долине) знаю только понаслышке, поэтому процессы в этих регионах я не учитывал. Количественных оценок не делаю - это вопрос к учёным и статистикам. Буду рад предложенным уточнениям, корректировкам и расширениям списков.
Опишу две классификации.
Первая классификация: по типу проживания и идейной основе
“Заселения”
Заселение в уже существующую деревню/село/станицу, где есть местные жители (с идеей развития местной среды или без таковой). Переезд с явно выраженной идеей развития села - редкость, но заметная. Это, например, ресурсный центр и НКО “Творческие проекты Кайкино” (Ленобласть) Грачевых и НП "РеСУРС" (Архангельская область) Кулясовых - по одной семье на несколько сёл-деревень.
Наиболее масштабные "заселения" я встречал в Адыгее и Апшеронском районе Краснодарского края (что связано с тем, что можно купить старый дом в хорошем состоянии, а местные жители не так подвержены алкогольным недугам). Один из явных мотивов - это "переехать в тепло" и встроиться в существующий уклад, просто едва меняя его образом своей жизни. В среднем это от 10 до 25 выкупленных домов на станицу или село.
На постсоветском пространстве переселяются из городов на землю как коренные жители стран, ставших самостоятельными (латыши, белорусы, казахи), так и оставшиеся в стране русскоязычные горожане. Лично побывал у переселенцев-”заселенцев” в Латвии и в Белоруссии (см. вторую часть отчёта).
Экопоселения
Каждый основатель или группа основателей вкладывает в это понятие свой набор ценностей и правил. Более-менее общие характеристики - это попытки бережного отношения к природе. На сайте российского Союза Экопоселений и Экоинициатив я насчитал 8 участников, в самоидентификации которых присутствует словосочетание “экопоселение”. На территории РФ есть как минимум ещё одно обжитое колхозное поле, основатели, которого назвали свою инициативу экопоселение - “Цица”.
Какого-либо общего текста (манифеста, списка “критериев” или вроде того), где было бы написано, что может быть в экопоселении, а чего в нём не может быть, мне не известно. За иключением, пожалуй, статьи "экологическое поселение" в русской Википедии — там описаны встречающиеся в реальности варианты самоограничений и принципов.
Территориально экопоселения создаются и на базе уже имеющихся населенных пунктов, и “в чистом/заросшем поле” на землях сельхозназначения.
Поселения родовых поместий
Идейная основа поселений родовых поместий (ПРП) - серия книг (10-ти томник) Владимира Мегре, где в литературной эпической форме даны и идеи для общественных отношений:
- семейные ценности,
- восстановление рода;
и образы организации быта:
- гектарный формат (пространство любви),
- вегетарианство,
- выращивание на своём гектаре еды,
- живая изгородь.
Территориально - это выкупленные колхозные поля или вымершие деревни. Земля может быть в собственности не у конкретных людей, а у некоммерческого партнерства (НП), доля в котором принадлежит поселенцу. У НП есть устав, который регулирует приём новых членов в поселение, исключение злостных нарушителей устава и формат принятия важных для поселения решений. По мнению российских учёных-религиоведов движение "Анастасиевцев", как бывает называют людей, принявших идеи из книг, сектой назвать нельзя. Согласно научной терминологии это - новое религиозное движение (НРД) - см. ссылку на диссертацию Юлии Андреевой в конце материала. ПРП успешно создаются не только на территории России, но и в Украине, Белоруссии и других странах по всему миру. В списке зарубежных ПРП на сайте Anastasia.ru сейчас 131 поселение (я побывал в одном из самых старых Белорусских ПРП - Звон-гора в Витебской области). ПРП Белоруссии представлены на сайте, созданном подселенцем в полузаброшенную деревню.
Тематические сообщества, тематические поселения-общины
Есть объединяющая система ценностей и/или занятие. Например:
- православные приходы в сёлах в Ярославской области и государственные школы со значительной долей воцерковленного педагогического состава, православные общины, отколовшиеся от РПЦ по причине не принятия ИНН,
- община кришнаитов в Тверской области,
Социальная деревня “Светлана” (ЛенОбласть), основанная в 1992 году как часть международного движения Camphill, корнями уходящего в философию австрийца Рудольфа Штайнера. Около половины из порядка 40 жителей последней - люди с умственными расстройствами или нуждающиеся в специальном подходе.
В Тульской области с 2015 года динамично развивается “Ясная слобода”, поселение с вальдорфским детским садом и школой (опять же по идеям и практикам Штайнера).
В сказочном пространстве «СВѢТОГОРЬЕ» в Псковской области несколько лет коллектив, специализирующийся на исследованиях и просвещении в сфере русских и славянских традиций и культуры, искал место, годами работая в фестивальном формате на разных площадках. На своей земле команда осела в 2017 году.
В Псковской же области с 2009 года существует “Сквошино”, начинавшееся как продолжение формата городских сквотов с общинной формой жизни. На текущий момент это сеть хуторов. Сам я до него так и не добрался, но по состоянию на осень 2018 года знаю, что жизнь там продолжается.
Подселения (к ПРП, эко, тематическим)
Если человеку или семье по какой-либо причине оказалось невозможным или неудобным вступить в ПРП или поселение другого типа на некоторых территориях оказывается возможным найти землю по соседству и подселиться не будучи должным или обязанным “базовому” (основополагающему) коллективу и при этом жить с ним рядом как с хорошими, понятными удобными соседями. Наиболее яркий из известных мне примеров подселенцы в ПРП “Милёнки”, где поселенцев и подселенцев часто отделяет просто просёлочная дорога. Другой пример, когда горожанин славяно-ведического толка поселяется в деревне, где куст сел и деревень по составу “заселенцев” тяготеет к православному монастырю.
Вероятно, к подселениям (не ограничивая только этой категорией) можно отнести проект “Добрая Земля” во Владимирской области, зародившийся в 2011 году. Это и региональное общественное объединение и гектарное поселение с семейными ценностями и фокусом на образовательные и просветительские проекты (в частности проводит ежегодный “фестиваль на Доброй земле”).
Особенность “Доброй Земли” в том, что она находится и действует в прямом соседстве с формирующимся “кластером” ПРП, что не все жители ПРП одобряют.
Хутор (усадьба, ферма)
Хозяева, как правило, имели масштабную или просто успешную деятельность в городе и поэтому самодостаточны в своём желании жить на земле, тогда можно жить без ближайших соседей. Примеры:
- хозяйство (слобода) Германа Стерлигова в Подмосковье (Герман Львович ведёт активную деятельность и в медиа, и в материальном пространствах по продвижению крестьянского образа жизни: известны его Общественный Комитет по Расселению Мегаполисов, магазины, ярмарки и курсы),
- бывший колхозный яблоневый сад в Краснодарском крае, выкупленный предпринимателем из Ярославля,
- хутор Кормило в Карелии , обживаемый семьёй предпринимателя из Нижнего Новгорода,
Для стран Прибалтики (как и для республики Карелия и Финляндии) хуторской формат был изначально привычен.
Заметен, также, “подвид”, когда усадьба живет полной хозяйственной жизнью, а хозяева наезжают время от времени. На хозяйстве, как правило, трудятся специально привезенные жители соседних государств (так как местные на схожих условиях не соглашаются или не в состоянии работать), обеспечивая непрерывность годового огородно-садового цикла, уход за животными и переработку продукции. Такая форма обычно дотируется из средств основных бизнесов владельцев усадьбы.
Неосновные индивидуальные\семейные формы внутри классифицированных сообществ
Наполняют приведенные выше пять территориально-общественных объединений:
“Поселенцы-дачники” приезжают летом и на праздники, годами готовятся уйти с работы или ждут выхода на пенсию, чтобы переселиться на землю на постоянное место жительства.
Мертвые души я не вижу смысла выделять отдельно, но упомянуть, полагаю, стоит. Люди владеют землей (и иногда постройками) в поселении/деревне, но не проявляются практически никак.
Возвращенцы - это местные деревенские-сельские, которые уезжали в большие столичные города, для работы и/или получения образования, для мужчин такой “отрыв” был связан также с призывом на службу в советскую/российскую армию и последующей трудовой деятельностью в местах службы. В отличие от большинства уехавших из родных "села-деревни" односельчан и привыкших к городской жизни, они обнаружили, что их интересы лежат вне городов и уже с “расширенным” опытом и кругозором вернулись в свой район (родной дом в деревне или выкупленный дом в окрестностях). Им проще обеспечивать свою жизнь в сельской местности и они её ценят (часто в отличие от своих невыезжавших односельчан). Они легко находят контакт с заселенцами-горожанами, в том числе для заработка. Для переселенцев “возвращенцы” часто бывают важным источником опыта и “мостиком” в сельскую общественную среду, если таковая имеется.
Отдельной историей возвращения может стать переезд староверов из стран Латинкой Америки в Россию. Прецеденты уже есть и процесс, возможно, продолжится - об этом повествует материал Мити Алешковского.
Кочевники, приживальцы - это часто мужчины-одиночки, матери-одиночки, хотя бывают и семьи. Не торопятся оседать на конкретной территории. Причины разные. Кому-то, чтобы осесть, нужна вторая половина. Кто-то, очень не торопясь, выбирает соседей, климат, формат. У кого-то просто нет финансового ресурса для покупки земли и строительства (в последнем случае это могут быть беженцы из конфликтных регионов постсоветского пространства). Они сотрудничают с какой-либо постоянно живущей семьей, которая обеспечивает их кровом и едой в обмен на помощь по хозяйству. Бывает, что сами снимают жилье и обеспечивают средства на существование за счет мелкой подработки, удалённой работы, пособий, алиментов, пенсий. Себя я обнаружил как раз в категории “кочевников” в ролях:
- наместника на поместье “отлучившихся” на месяц или год хозяев (присмотр за животными и домом)
- волонтёра, помогающего с хозяйством и детьми, и репетитора по школьным предметам
Вероятно, к кочевникам можно отнести и известного экологиста Романа Саблина с семьёй. Они живут в пригородах, занимаясь теми или иными проектами.
Выселенцы - индивидуалы и семьи переехавшие на землю другого государства (без изменения гражданства или с изменением). Мне известны случаи выселения с подселением в Сербии (более 3 домохозяйств) и Абхазии (более 10 домохозяйств). Полагаю, что география более обширна на самом деле.
Вселенцы - граждане рожденные в странах, которые принято считать благополучными, успешно ведущие хозяйственную деятельность на русской земле. Наиболее известны:
- фермер Justus Walker (весёлый молочник Джастас Уолкер) в Алтайском крае (на своём YouTube канале рассказывает о своих буднях) - уроженец США.
- предприниматель и сыродел Джон Кописки родился в Лондоне. Заведует молочным хозяйством и агро-туристическим комплексом "Богдарня" во Владимирской области.
Town-shifter’ы (“городкожане”, “малогородцы”) - в какую типологию их отнести мне пока не очевидно, как собственно и назвать (все три “конструкта” составлял в процессе написания этого текста). Но явление это заметное. Есть варианты про: из Москвы - в районные центры (Себеж, Борисоглебский) - люди творческих профессий, предприниматели, пенсионеры (быт привычнее, возможностей для занятости и общения обычно больше). Встречал неоднократно варианты двойного сдвига: из столиц в поселения (эко и ПРП), а оттуда (после нескольких лет поселенческих опытов) в города поблизости с поселением (Калуга, Сортавала, Сухуми) ради работы и школы для детей. Обустроенный дом на земле превращается при этом в “продвинутую-расширенную” ближнюю дачу или уже нечто большее, но ещё не поместье с развитым хозяйством. Позднее я описал явление отдельным текстом "Town shifting — переселение в малые города. Демегаполизация здравого смысла".
Вторая классификация: по времени заселения
Три волны. Границы датировок и процессов также очень-очень условны. Просто, чтобы было от чего отталкиваться.
I - 90-ые. Интеллигенция и Православие
Интеллигенция идёт на землю фермерствовать, основываются первые эко-поселения (“Гришино” и “Ясное” в Ленобласти, Нево-Эковиль в Карелии), тематические деревни "Китеж" (приёмные дети) и Светлана (CampHill). Правда, по количеству жителей более 7-9 зимующих семей эти ранние инициативы не разрослись. Успехом "Китежа" можно назвать то, что его выпускница основала новую подобную деревню "Орион".
РПЦ получает в своё ведение монастыри: в сельской местности соседние с ними деревни и сёла начинают заселяться православными людьми. Одну из наиболее заметных таких концентраций я встречал в Нижегородской области, в селе Дивеево (которое по пророчеству станет городом в трудные времена) [см. контекст в историях про хлеб и коз].
В Ярославской области в этот период сформировалась основа крупного православного сообщества, объединяющего как минимум 5 приходов и общин, включающих государственную школу с православным коллективом и одну общину, отколовшуюся от РПЦ. Это один из самых масштабных "переселенческих проектов" из встреченных мной. Точно оценить численность не возьмусь. Думаю, более 120 семей. Духовным и географическим центром "кластера" служит Борисоглебский монастырь.
Многие монастыри, уже начиная с этих времён, стали обзаводиться обширными подсобными хозяйствами (вплоть до разведения страусов и в некоторых случаях достигая почти промышленных масштабов по производству, например, молочной продукции в Нило-столбенской пустыни).
II - 2000-ые. Родовые поместья
Инициативные группы из читателей книг Мегре выкупают колхозные поля и создают поселения родовых поместий (ПРП). Самые заметные, крупные в центральной части России на текущий день:
- поселение "Ковчег" (которое себя также позиционирует и как эко-поселение, порядка 60 семей на территории в 120 Га, основано в 2001 году),
- ПРП Милёнки. Основано в 2006 году. От 25 до 60 зимующих семей (по разным данным), а также, около сотни на непостоянной основе.
Оба поселения находятся в Калужской области. В Ярославской области есть вариации на тему ПРП - СРП (содружество родовых поместий) “Благодать” и СПРП - содружество поселений "Благодарное". В Псковской области основательница одного из старейших ПРП “Холомки” стала областным депутатом, и теперь уже на таком уровне продолжает улучшать среду обитания - улучшая ближайшие дороги и отстаивая интересы поселенцев перед государственными структурами. В Белгородской области идеи родовых поместий поддерживается губернатором, еще в 2010 году там был принят закон о родовых усадьбах, что впрочем не сильно сказалось на ситуации с ПРП в регионе. Есть ПРП в Краснодарском крае и в Крыму. В северных регионах мне удалось найти только ПРП “Карельское залесье” где постоянно проживает хотя бы более двух домохозяйств и есть внешние события. Заметны ПРП также в Беларуси.
III - 2010-ые. Смешанные типы поселений и очередная волна “переселившегося” фермерства
Земля, “удобренная” жизнью и трудами участников первых двух волн переселения, становится уже гораздо более привлекательной для более широких слоёв горожан. Местное население, которое сильно пьянствовало, спилось почти до самоистребления, а доступность интернета по географии и стоимости стала более чем приемлема для любых запросов. Заметны результаты обживания местности первыми двумя волнами (выкупленные и размежеванные территории, подготовленная или сохраненная инфраструктура, отчеты закрепившихся на земле о чудесной жизни на природе в социальных сетях) - всё это снижает “порог вхождения”. Едут семьи, вполне состоявшиеся в городе, уровень романтичности пониженный, а практичности - повышенный.
Основная идея третьей волны - повышение качества собственной жизни.
Причём на стыке:
- "эко-потребления",
- бережного отношения к окружающей среде,
- терпимости к системе ценностей соседей,
- понимания необходимости сотруднчества друг с другом, местными жителями и институциями и городом
Примеры - это уже упомянутая “Добрая Земля” во Владимирской области и поселение свободных семей "Чистое небо" в Псковской на базе трёх вымерших деревень, по 2-3 гектара на семью в собственности, (25 зимующих семей, + 5 за минувший год).
Летом 2019 года "чистонебесные" жители организовали "Псковское сияние" - праздник-встречу жителей Родовых Поместий Псковской области. Где получилось, на самом деле, две встречи - одна детская про знакомство и игры, а одна взрослая - про сотрудничество.
К такому смешанному типу постепенно приходят и поселения, изначально создававшиеся по мотивам книг Мегре, например одно из старейших поселений “Ковчег” . В Краснодарском крае гремит поселение "Здравое" (основано в 2013 году, более 30 семей - в нём я не был, поэтому не проверенное количество), менее известно эко-поселение “Цица”, пример “перемешанной типизации”.
Переселенцы третьей волны реже становятся основателями новых проектов (видимо, в силу своей практичности). Чаще они заселяются в уже существующие поселения, привнося в них свою энергию и толковый городской опыт. А если они всё же решаются на новую инициативу — становятся основателями, то часть ошибок основателей первых двух волн им удаётся избежать. Такой пример я смог увидеть в прото-поселении на острове Кильпола в Карелии. И, похоже, очень осторожно первопоселенцы создают своё экопоселение "Чачжаевка" на Алтае.
Списки и карта поселений ведутся на сайте http://poselenia.ru/
В этот же период я обнаруживаю “вторую волну фермерства”. Благосостояние горожан и их интерес к “эко-продукции” растут настолько существенно, что появляется возможность прокормить новое поколение фермеров, которое формируется опять же из горожан, занимающихся животноводством, причём даже недалеко от столиц (см. про Москву и Петербург). Это могут быть и “возвращенцы”. В Псковской области местный житель, отслужив в спецназе ГРУ, вернулся в родную деревню в Себежском районе, где стал выращивать овощи. Значительная часть его клиентов - это поселенцы “Чистого неба” и сотрудники таможенной службы города Себежа.
Сбыту продукции новых фермеров помогают как собственные связи в городе и личные страницы в соцсетях, так и организации, сочетающие функции торговых площадок (с учётом репутации поставщиков) и служб доставки, например:
- потребительское общество “Моолоокоо” - это москвичи, закупающие продукцию у бывших горожан в Ярославской области.
- Заметное присутствие в медиа есть у проекта "ЛавкаЛавка" - интернет и офф-лайн магазины фермерской продукции, ресторан, события и журнал. Сейчас компания оказалась в заметном кризисе.
С моделью подписки на корзину продуктов по модели "community supported agriculture" несколько лет идет эксперимент в Тульской области на ферме "Лесные сады".
В этой же категории "новых фермеров" в качестве одного из ключевых видов деятельности становится заметен агротуризм. Хозяйство в этом случае может содержать весьма экзотические формы животноводства - от улиток в Ярославской области (см. в середине этого отчета) до северных оленей (""заповедник" "Лесная избушка") и страусов на "Австралийском хуторе" в Ленинградской и альпаков в Карелии. Страусоводы - ветераны "агротуризма" - они начали своё дело ещё в первую волну переселений. Кто-то делает фокус больше на ферме, например "Зёленая миля", кто-то на конном клубе - экопарк "Акулово", где-то удается успешно сочитать несколько направлений - экопарк "ЯсноПоле". Успешнее дела идут у тех, кто ближе к Москве.
Вероятно, самая популярная форма переработки собственной или соседской продукции у новых фермеров - сыроварение. "Новые сыровары" - явление, пожалуй, интересное не только экономически, но и социологически - и требует отдельного большого исследования.
Также растёт популярность среди новых хозяйственников пчеловодства, производства иван-чая.
Ленивые огородники-садоводы и «пермакультурщики»
Интерес к выращиванию еды для себя и на продажу растёт постепенно и характерен разнообразной идейной и теоретической базой. Практиков земледелия и экспериментаторов в этой области можно найти в любом из упомянутых ранее типов переселенцев. Поэтому кратко приведу тут «теоретический контекст».
Традиционное дачное растениеводство с региональными клубами садоводов и такими авторами-популяризаторами вдумчивого и «ленивого» сада-огорода как Курдюмов, Бублик и Железов накопили значительный прикладной опыт. Авторов на самом деле гораздо больше и их число прирастает. Я помогал с садовыми работами у подселенца из Омска в село в Краснодарском крае Сергея Сидоренко — книги про умные саженцы и красивый сад.
Из чисто бытового аспекта «про прокормиться» выращивание еды для своей семьи становится ещё и духовной практикой. Такой подход подкреплён идейной базой из книг Владимира Мегре об Анастасии. О чем также повествует и другой автор, известный в переселенческой среде — Владимир Серкин. Персонаж Серкина из серии о «шамане» живущим в гармонии с природой, некоторое время занимается огородничеством в Ярославской области.
На этом фоне растёт интерес к заграничному опыту природосообразного земледелия без химикатов и интенсивного использования сельхозтехники. Наибольшей популярностью пользуется теория и практика пермакультурного подхода, сформулированного австралийцами Молиссоном и Хольмгреном, а также опыт австрийского крестьянина Зеппа Хольцера. На стыке этих двух подходов в России появился «Центр пермакультуры Хольцера», компания которая с 2009 года исследует и преподаёт экологические технологии самодостаточных фермерских, подсобных и промышленных хозяйств.
На волне такого интереса переведены также работы японского учёного ставшего крестьянином-философом Масанобу Фукуока. А посевной календарь Марии Тун, основанный на работах Рудольфа Штайнера, издается в России с 1998 года. Издатели календаря, основатели общественной организации «Биодинамика» — семейная пара из Петербурга сами ежегодно трудятся на своём биодинамическом хозяйстве, собирая хорошие урожаи овощей и проводя семинары о биодинамическом подходе к земледелию.
Есть значительное количество разочаровавшихся читателей таких воодушевляющих книг — мол пробовали, не растёт и грядки по Хольцеру не помогают и т.п. А у других и инжир в Липецкой области вызревает, и томаты в грунте в Карелии удаются, и грецкие орехи плодоносят в Подмосковье.
Само(о)писатели
У некоторых благополучно переселившихся на землю горожан хватает времени на описание своей и/или соседской жизни для широкой аудитории. Блогеров сотни (их собираю в отдельный список), а сподвигнувшихся на крупную форму (книги или фильм) - единицы, а именно:
- Алёна Стерлигова, автор книги "Мужем битая" - супруга упомянутого Германа Стерлигова пишет об идейных и практических основах их семейной жизни на селе и как они к такой жизни пришли. Про "битость" - это характерная для медийного языка этого семейства гипербола.
- Кирилл Пристайчук написал про "Деревенские трансформации". Кирилл со своей семьей в начале попробовали жить в поселении, но затем обосновались в обычной деревне. Об изменениях своего мировозрения и практик Кирилл и рассказывает в книге.
- Александр Иванов - психотерапевт с душой кочевника, родом из Мурманска успевает волшебным образом совмещать путешествия автостопом (вместе с детьми) с жизнью в "Чачжаевке" - экопоселении на Алтае. Только по поселенческой теме у него вышли книги "Мы строим деревню", "Устойчивость как образ жизни", "Жить в лесу, молиться колесу" и "Вместе".
- Михаил Ермаков на основе личного опыта жизни в экопоселнии Цица (без электричества от сети и дорог), участии в фестивале "Радуга" и анализе истории поселений, начиная ещё с монастырей, описал альтернативное видение совместной жизни сообществом в сельской местности в книге "Фрилав комунна".
- Иван Кулясов "Экологические поселения". Среди учёных, исследующих тему современной сельской жизни и действительно на земле живущих постоянно (и ведущих соответствующий быт/хозяйство) мне удалось найти только экосоциологов Антонину и Ивана Кулясовых. Антонина пишет только в "жанре" научных статей, а Иван объединяет свои статьи в книги.
- Вадим Карабинский - известный деятель движения "Звенящие кедры России", житель поселения родовых поместий "Карельское залесье" в 2009 году выпустил фильм "Родовые поместья России". В 2019-2020 снимает свежую версию и собирает на неё народные деньги.
Инкубация переселенцев: палаточные фестивали
Рассказ о горожанах, учащихся жить совместно на природе, будет не полон без историй о палаточных фестивалях – временных поселениях (обычно от недели до месяца), где взаимодействие как между людьми, так и с природой носят “плотный” характер.
На постсоветском пространстве одним из родоначальников такого формата, вероятно, была «Радуга» (Rainbow the Gathering), завёзенная из штатов. От «Радуги» постепенно отпочковывались или появлялись самостоятельно другие фестивали ЗОЖ или музыкальной направленности. Я участвовал в “Открытии” (есть отчёт) и в российской “Радуге” (оба проходили на берегу Ладожского озера). Заглядывал на «Дитя природы» (тоже Ладога) и «Восхождение». Такие “съезды ищущих” часто играют роль инкубаторов – люди привыкают к тому, что можно жить и без привычных городских удобств, а некоторые там знакомятся и переезжают на землю уже семьей.
Если географический контекст места проведения фестиваля позволяет, то постепенно в его окрестностях может складываться постоянное поселение, как, например, в случае с "Восхождением", который ежегодно проходит в долине реки Жане (известной своими дольменами) в районе посёлка "Возрождение" в окрестностях Гелинджика.
Заключение
Четвертая волна
Первые три “переселенческие волны” сформировали вполне благополучный и местами даже “ванильно-радужный” образ жизни в сельской местности, создали даже не “точки роста”, а местные сообщества к которым новопереезжающие могут присоединяться и выбирать близких по духу, убеждениям и практикам соседей. В людях, текстах, фото и видео накоплен опыт по наиболее благополучным способам переезда и формам обустройства.
Заметно меняется взгляд журналистов из федеральных СМИ - от
“эти странные люди”
до
“может, это мы что-то не понимаем, а они-то хорошо устроились!”.
Например, документальный фильм "Отчужденное счастье" (2017 год, канал "Россия-24" ~ 30 минут) исключительно о "Чистом небе".
Какова будет эта следующая волна, можно ли её ожидать в 20-х годах, какие изменения она за собой повлечёт? Будущее уже наступило, просто оно неравномерно распределено - фрагменты ответов на эти вопросы мы можем узнать обратившись к истории различных форм возвращения на землю в Европах и Америках, где эти процессы начались ещё в 60-70-х годах ХХ века.
Я уже как полгода с большим интересом погружаюсь в сельскую среду и фермерский труд в Скандинавии (с одной стороны это Европа, с другой - плотность населения и климат ближе к российским чем, скажем, Германия или Голландия). В Швеции местный ученый Dick Magnusson насчитал уже четыре поколения экопоселений. Тенденцию, которую я увидел на текущий момент, это что в качестве одной из ключевых идей в переезде на землю и жизни на ней оказывается self-sufficiency (самодостаточность, самообеспечение) - как минимум на уровне продуктов питания и электроэнергии. Об этом пишут Dick - про Швецию и Eeva Houtbeckers о Финляндии (см. ссылки в конце материала).
В Швеции, например, был период, когда экопоселения разрабатывались как проекты бизнеса и государства (и даже в Швеции такие начинания оказались не устойчивы). Первый известный девелоперский бизнес-проект по организации новой деревни на 70 домов (участки 3-14 соток, Тульская область, 108 км от Москвы) и ориентиром на качество сообщества "Болотов - деревня". Начался он в 2016 году с отеля, который открыли Иван Митин (известный созданием сети (и самого формата) тайм-кафе "Циферблат") и Александр Гончаров (один из сооснователей LavkaLavka). Предполагается, что если некоторые жители этой деревни всё же решат жить в ней не постоянно, то управляющая компания будет дом сдавать, деля доходы с собственниками.
В Китае с экологией настолько всё плохо, что, вполне можно ожидать, что и китайские эко-поселения и эко-инициативы могут за короткий срок набрать богатый опыт, а также иметь традиционно китайский размах, как, например, Hua Tao Village.
Больше классификаций!))
Кроме рассмотренных классификаций обозначу еще две, детализировать которые не возьмусь. Возможно, кто-то захочет разработать их вместо меня.
Занятость/жизнеобеспечение/зарабок
- полностью от внешних, городских источников (удалённая работа, вахты, сдача недвижимости)
- внешне-локальная: ценность создается за счёт сельского реcурса, а продажи идут во внешний мир (продажа мёда со своей пасеки, прием туристов и т.д. )
- локальная: строительство домов соседям, продажа своей продукции (хлеба, молока, сыра) соседям, организация внутреннего детского сада
Удалённость и качество дорог (от магазинов и соц-культ быта, от больших городов, от родственников): значительная, средняя, слабая.
“Новосёлы” ?
Во время подготовки текста, я пытался подобрать подходящее слово, которым можно заменить слово “переселенцы”, основное используемое сейчас, чтобы более точно описать явление и его представителей. Сконструировать получилось лишь “градосходы”, но ни смысл, ни звучание мне не нравятся. Из уже употребляемых слов приходит только “новосёлы”. Суть процесса отражает. Но это обозначение и ранее, и сейчас несёт свой собственный смысл. Кроме того, оно не учитывает детей “новосёлов-переселенцев”. Как назвать это поколение детей, взрослеющих и остающихся в сельской местности?
Ссылки
- Преемственность заселения Уймонской долины Республики Алтай. 2016. Жидкевич Н. Н., Позаненко А. А. (есть научпоп версия с фото за 2017 год), НИУ ВШЭ.
- "Учить по-русски". 2019 Андрей Самохин о школе В. С. Мартышина в Борисоглебском районе Ярославской области.
- Проекты преобразования мира в новом религиозном движении «Анастасия»: антропологические аспекты религии Нью-Эйдж в современной России. Юлия Андреева, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, 2017
- Экопоселения России, Игорь Марковкин, 2012
- Going back to the roots: the fourth generation of Swedish eco-villages, Dick Magnusson , Scottish Geographical Journal, 2018
- Land in transition : the role of land for Finnish households striving for self-sufficiency, Eeva Houtbeckers, Nordia Geographical Publications, 2019
- Town shifting — переселение в малые города. Демегаполизация здравого смысла". Сергей Дмитриев, 2019
* * * *