Ростовский губернатор Василий Голубев должен определиться с кандидатурой нового сенатора от исполнительной власти области.
Предыдущий сенатор Евгений Бушмин, представлявший Дон в верхней палате с 2005 года, скончался 6 октября после долгой болезни. Бушмин был вице-спикером Совета Федерации.
О том, кто может занять кресло сенатора, "Акцентам" рассказывает президент фонда "Прикладная политология" Сергей Смирнов:
- Одной из первых моих больших кампаний, в которой я участвовал как политтехнолог, были выборы членов Совета Федерации в 1993 году. Тогда от каждого региона в верхнюю палату российского парламента избирались два сенатора сроком на два года. Одним из них в тот раз и стал глава администрации Ростовской области Владимир Чуб.
В декабре 1995 года был принят закон, по которому главы регионов и председатели региональных парламентов входили в Совет Федерации «по должности» (таким образом его членом стал спикер ростовского Законодательного собрания Александр Попов, который на выборах 1993 года проиграл).
При этом его члены работали в нём на непостоянной основе, регулярно собираясь в Москве на сессии или заседания комитетов и комиссий. В таком варианте Совет Федерации проработал до декабря 2001 года.
После этого члены Совета Федерации работали уже на постоянной основе, одного из них назначал глава региона, другого – региональное законодательное собрание.
Считается, что одной из причин такого решения было желание Владимира Путина отстранить глав регионов от самостоятельного лоббирования интересов и участия в политических процессах на федеральном уровне.
Членами Совета Федерации становились бывшие губернаторы (например, Николай Кондратенко и Владимир Чуб, правда, первый от своего «своего» Краснодарского края, второй от «чужой» Мурманской области), «отставные» федеральные политики (например, сенатором от Законодательного собрания Ростовской области был экс-президент Олимпийского комитета России Леонид Тягачев).
Или «нужные люди» (например, в 2006 году тогдашний спикер Совета Федерации Сергей Миронов активно лоббировал избрание зампреда исполкома своей Российской партии жизни Валентины Петренко, а ростовские депутаты упорно отдавали предпочтение главе агропромышленной группы «Юг Руси» Сергею Кислову).
Или просто «уважаемые люди» (например, недавно арестованный член Совфеда от Карачаево-Черкессии Рауф Арашуков, который в 31 год стал самым молодым сенатором).
Но среди членов Совета Федерации было и есть немало политиков, для который это лишь один из этапов их карьеры. Таким был, например, недавно скончавшийся Евгений Бушмин.
Депутат Госдумы, первый заместитель руководителя Государственной налоговой службы, заместитель министра финансов, председатель комитета по бюджетам и финансовым рынкам и заместитель председателя Совета Федерации, он вполне мог затем продолжить свою карьеру в федеральных органах исполнительной власти.
В 2015 году он был одним из трех кандидатов члены Совета Федерации, которых заявил Василий Голубев, когда баллотировался в губернаторы Ростовской области. Кроме него в этом списке были ещё два депутата областного Законодательного Собрания – Лариса Тутова и Владимир Лакунин.
Сейчас именно из них двоих Василий Голубев должен выбрать нового члена Совета Федерации. Но при этом любой из них и даже оба могут отказаться (тем более, что у них есть свои, хотя и разные основания остаться при своих нынешних должностях), в этом случае губернатор может назначить кого-то другого, ранее не заявляемого в качестве кандидата в сенаторы.
Я, кстати, думаю, что именно так и будет.
Выбор нового члена Совета Федерации во многом будет ещё одним показателем политической устойчивости ростовского губернатора. Если им станет кто-то соразмерный Евгению Бушмину, то это будет косвенным показателем того, что Василий Голубев вполне может быть согласован на третий срок.