Найти тему
Женщины. История

Положение женщин в поздней античности: изучение социально-политического климата, социальных ценностей и гендерных ролей. Часть 5

Оглавление

...Начало в предыдущей статье

Мы видим женщин активными в социально-экономической и религиозной сферах, в том числе в контексте женщин в роли императриц.

Как уже упоминалось, Елена, мать Константина, была непременным атрибутом его режима. Это может показаться противоречивым, учитывая отсутствие у женщин гражданских прав. Однако Константин наделяет Елену наибольшим влиянием в сферах экономической и религиозной деятельности, что согласуется с общепризнанным участием женщин с более низким статусом в домашней и аскетической работе. Елена осуществляла контроль над финансами Восточной империи, вероятно, подобно тому, как среднестатистическая женщина могла бы контролировать экономическую деятельность своего собственного дома.

Тем не менее, многие ученые того времени предпочли сделать акцент на ее религиозном благочестии и преданности, коснувшись ее пожертвований и строительных проектов, связанных с церковью, но, возможно, приукрасив ее светские проекты строительства. Евсебий описывает свою благотворительность как таковую: "Особенно обильными были подарки [Елены], дарованные обнаженным и незащищенным беднякам. Некоторым она дала деньги, другим - обильный запас одежды: одних она освободила из тюрем или из горького рабства шахт, других избавила от несправедливого угнетения, а третьих - вернула из ссылки".

Это может свидетельствовать о том, что мы уже подробно обсуждали вопрос о возможностях женщин, поэтому, возможно, включение этой возможности в перечень религиозных и благотворительных актов не будет рассматриваться в глазах общественности как угроза для женщины, обладающей властью амнистии.

Изображение и возвышение Елены Константином, вероятно, создало давний прецедент в отношении сферы влияния императриц. Возвращаясь к Феодоре, хочу еще раз подчеркнуть, что ее образ Прекопия актуален. Хотя Секретная история Прекопия, безусловно, сама по себе клевета, но она может многое рассказать о статусе женщины, обладающей властью. Теодора, несомненно, обладала властью во время правления своего мужа Юстиниана, которое во времена поздней древности представляло собой мужское понятие.

Современные ученые утверждали, что тайная история Прекопия так относится к Теодоре, поскольку она стирала границы между ее властью как к правителю и властью женщины, вторгаясь в традиционно мужское пространство. Это также подтверждает теорию о том, что в поздней античности общим понятием было то, что женщина, даже императрица, имела мало власти в политических делах, в то время как власть в религиозных и экономических делах была принята подобно женщинам, не занимавшим посты императорской власти, все равно могла осуществлять контроль над этими сферами.

Сложно однозначно провести нормативную оценку положения женщин в поздней древности. Как уже говорилось, социально-политический контекст поздней Римской империи значительно усложняет ситуацию.

Ориентируясь на христианизацию империи в качестве отправной точки, можно утверждать, что с течением времени и с точки зрения этногеографических ландшафтов наблюдается постепенное ослабление единства внутри каждой отдельной части империи.

Таким образом, любой окончательный вывод о социальных ценностях сложно сделать с уверенностью. Было отмечено, что взгляды ученых на таких лидеров как Константин имеют видных несогласных с ныне широко распространенным мнением. С исключительно политической точки зрения это практически невозможно, поэтому мы обращаемся к ценностям и установкам, чтобы объяснить положение женщин.

В подавляющем большинстве случаев единственное, что остается неизменным, это мнение о превосходстве мужчин над женщинами.

-2

Потенциально это можно объяснить военной суматохой, характерной для империи, поскольку в этом аспекте женщины были некомпетентны. В этих условиях женщинам была предоставлена экономическая и религиозная автономия, и их статус можно объяснить.

Учитывая давнюю традицию, согласно которой женщины возглавляли домашнее хозяйство, логично предположить, что в период аграрной поздней Римской империи в большей степени зависели от домохозяйства в плане экономического производства, что обеспечило женщинам дополнительные экономические права.

Наконец, в жизни императриц переплетаются две социально приемлемые сферы, в которых женщине разрешено осуществлять некоторую самостоятельность, поскольку было замечено, что почитается активная в экономической и религиозной жизни императрица, а императрица, занимающаяся гражданской деятельностью, воспринимается негативно.

Это различие трудно объяснить, но, возможно, оно символизирует то, что женщины не всегда имели больше экономической и религиозной свободы из-за изменения ценностей. Скорее у женщин была необходимость пользоваться экономическими полномочиями, т.к. церковная власть требовала, чтобы эти области автономии были признаны приемлемыми.