Её экранными сыновьями побывали Иннокентий Смоктуновский ("Берегись автомобиля"), Андрей Мягков ("Ирония судьбы, или С лёгким паром") и Олег Даль ("В четверг и больше никогда"). У самой Любови Добржанской не было детей, и жизнь её совсем не жаловала...
Прима
"Мировая мама" советского кино родилась в Киеве. Точный год рождения актрисы не известен: то ли 1905, то ли 1908. Отец Любови, офицер царской армии Иван Добржанский, принадлежал к старинному дворянскому роду.
Революция разрушила жизнь счастливой семьи: отца арестовали, имущество отобрали.
В театральную студию Люба пошла, чтобы отвлечься от горестных мыслей, а оказалось, что это и есть её призвание. Добржанская стала примой Русского драматического театра, в котором служила с 1924 года. Она сыграла около ста ролей и была обожаема зрителями за редкий талант перевоплощения. Если на сцене блистала Добржанская, то неизменно был аншлаг!
Москва тоже, хоть и не сразу, приняла талантливую актрису. Её взял в труппу режиссёр Центрального театра Советской Армии. Столичные театралы осыпали Добржанскую цветами. Она получила Сталинскую премию и звание народной артистки СССР.
Четырежды замужем - трижды вдова
В 19 лет Люба вышла замуж за своего партнёра по сцене - молодого и красивого артиста Ивана Червинского. Но их семейная жизнь продолжалась недолго: играя в компании в преферанс, он наговорил лишнего и по чьему-то доносу попал в тюрьму. Иван был сыном священника (что только усугубляло его положение), образованным и тонким человеком. Он не смог вынести тюремных ужасов и покончил с собой.
Молодую вдову в ту пору поддерживал известный украинский режиссёр Владимир Нелли-Влад, он стал её вторым мужем. Но любви со стороны Добржанской не было, а была благодарность - брак развалился, и актриса отправилась покорять Москву.
С третьим супругом, которым стал актёр Осип Шакет, Любовь познакомилась в Москве, с ним она была очень счастлива. Но судьба снова устроила ей проверку на прочность: Осип скоропостижно умер от сердечного приступа, когда актрисе было 44 года. "Больше никогда!" - решила тогда Добржанская.
Музыкант Виктор Кручинин стал четвёртым мужем актрисы. Он был её аккомпаниатором (Любовь Ивановна замечательно пела!), вместе они ездили с концертами. И однажды артистка заметила, что Виктор смотрит на неё не как на коллегу. Увы, и его Добржанской суждено было пережить. "Наверное, надо мной висит проклятие", - говорила Любовь Ивановна.
Одиночество и болезнь
Горе и переживания подорвали здоровье артистки: она начала терять память. Играть на сцене уже не могла и ушла из театра. Жила на мизерную пенсию, но помощи ни у кого не просила. Когда попала в больницу со сломанной шейкой бедра, ни врачи, ни медсёстры её не узнали. Никому не хотелось возиться со старухой, и её выписали домой. Последние дни Любовь Ивановна провела в одиночестве, не стало её 3 ноября 1980 года.
Говорили, что она не любила детей и никогда не стремилась их иметь. Но, возможно, актриса просто не имела возможности родить и не хотела сочувствия. В любом случае, Любовь Добржанская осталась в памяти миллионов зрителей любимой советской киномамой.